В ноябре 2013 - январе 2014 в Париже прошли мастер классы трех российских режиссеров, искусство каждого из них – неповторимая краска в палитре современного отечественного театра. Они очень разные по принадлежности к поколению, режиссерскому почерку и стилю. Все трое оказались удивительно интересны и захватывающи в своей работе с французскими актерами. Мастер-классы были организованы по инициативе Министерства культуры РФ и Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.
В парижском Театре де ля Виль, на сцене которого выступала Сара Бернар, а в ХХ веке многие годы проходил фестиваль «Театр Наций», состоялись мастер-классы Владимира Панкова и Камы Гинкаса. Режиссеры работали с артистами труппы Эмманюэля Демарси-Мота, художественного руководителя Театра де ля Виль и Директора Осеннего фестиваля.
Для Владимира Панкова это был уже второй опыт работы с артистами известного французского режиссера. Первая лаборатория была посвящена пушкинской «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». В 2008 всего за одну неделю французские артисты под руководством Владимира Панкова смогли сделать полноценный спектакль продолжительностью полтора часа. В этот раз Панков решил взять произведение современной драматургии. Литературной основой для работы с актерами стала пьеса Елены Исаевой «Мой первый мужчина». В ней поднимается непростая тема – взаимоотношений отцов и дочерей. В процессе занятий Владимир Панков и музыкант Владимир Нелинов проводили тренинги на взаимодействие артистов, за которыми следовала работа над текстом в свойственной Панкову мультижанровой манере.
В 2008 Эмманюэль Демарси-Мота впервые посетил Москву. Это было начало сотрудничества Театра Де ля Виль и Международного Театрального Фестиваля им.А.П. Чехова. Режиссер посмотрел в Москве несколько спектаклей, в том числе постановку Камы Гинкаса «Нелепая поэмка», которая произвела на молодого французского режиссера большое впечатление. В 2013, когда возник вопрос о проведении мастер-классов в Париже, Демарси-Мота обратился к Чеховскому Фестивалю с просьбой, чтобы именно Кама Гинкас провел лабораторию с французскими актерами по текстам Ф. Достоевского.
В течение четырех дней Кама Гинкас работал с семью артистами над отрывками из романов «Идиот» и «Преступление и наказание». Актеры импровизировали, делая небольшие сценки, Гинкас объяснял моменты, связанные с психологией героев Достоевского. Лаборатория прошла с огромным успехом. Особенно счастливы были артисты, которым довелось поучаствовать в мастер-классах обоих режиссеров, поскольку им удалось увидеть в действии две совершенно разные режиссерские школы.
В Париже в Центре современного искусства «104» мастер-класс с актёрами театра «Комеди Франсез» провёл российский режиссёр Андрей Могучий, который недавно стал художественным руководителем Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова. Неделю Андрей Могучий работал с семью актёрами легендарной труппы старейшего театра Франции.
Сам театр остановил свой выбор на одной из ранних пьес Ивана Вырыпаева «Сны». Андрей Могучий предложил взять новую пьесу Вырыпаева «Пьяные». Драматург написал её специально для театра в Дюссельдорфе, где премьера спектакля в постановке Виктора Рыжакова состоится в конце февраля. Как отмечает радио «Культура» «Вырыпаев продолжает удивлять зрителей ситуациями, в которых оказываются его главные герои. На этот раз все 14 персонажей пьесы предстают перед нами в состоянии почти полной пьяной отключки, что позволяет героям, по мнению автора, выдавать свои самые сокровенные мысли. Или даже больше, благодаря такому их состоянию, сам Господь Бог вступает с нами в контакт, часто прорываясь через не совсем членораздельное мычание героев. Персонажи Вырыпаева на этот раз носят западные имена и ситуации никак не отсылают к России, но судя по тому эскизу спектакля, который предстал перед зрителями центра «104», Андрею Могучему удалось вселить во французских актёров русский дух сомнения, желание во всём докопаться до сути. Трудно сказать, войдёт ли эта пьеса в репертуар старейшего французского театра, но явно, что этот эксперимент не смогут забыть ни сами актёры, ни зрители, которые стали свидетелями рождения на французской сцене очень смешного и глубокого текста от Ивана Вырыпаева».
Особенности этого события отметил заместитель директора «Комеди Франсез» по международным делам Оливье Жиль: «Вчера посмотрел читку по пьесе Вырыпаева, которую представил Могучий. Это было прекрасно, и все, начиная с меня, вышли очень довольные после читки, после этого совершенно ни на что не похожего яркого события. Андрей Могучий, приехав в Париж, понял, что у него нет ни времени, ни средств для работы над этим проектом. Поэтому он просто начал активно и непосредственно работать с актерами. <…> Те, кто участвовал в проекте, поняли, насколько значительная фигура Могучий. Он объяснял им, как нужно подходить к тексту, и насколько актуальны эти читки. Они пошли до конца, и результат получился превосходный. Публика, в количестве примерно 200 человек, была счастлива и восторженно аплодировала. Работа получилась, хотя времени было мало. <…> Нам повезло, что Чеховский фестиваль участвовал в проекте, ЧФ всегда приносит нам удачу. Этот опыт с Андреем Могучим - очень удачный. Только русский режиссер может спасти любое представление, в какой бы ситуации он не оказался. Режиссер из любой другой страны не смог бы этого сделать... Это хороший тест для будущего»…