История фестиваля

Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова учрежден Международной конфедерацией театральных союзов. Впервые состоялся в 1992 году, хотя идея необходимости подобного форума возникла еще в 1986. В настоящее время генеральным директором фестиваля является Валерий Шадрин.За свою двадцатипятилетнюю историю Чеховский фестиваль переживал разные времена, претерпевал изменения, но неумолимо и последовательно шел к поставленной цели – стать желанным и радостным событием для всех, кому дорог театр.

Первый фестиваль состоялся осенью 1992 года. «Фестиваль - затея не праздная. Это свидетельство нашей решимости существовать в открытом, не знающем границ пространстве культуры». Так определил назначение фестиваля его первый президент, выдающийся актёр К.Ю. Лавров. Его программа сложилась вокруг пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», ее разнообразных интерпретаций. Гостей и участников фестиваля впечатлила также и московская программа, особенно спектакли Мастерской П.Н. Фоменко, что послужило основой для дальнейшего плодотворного международного сотрудничества.

Начиная со Второго фестиваля в 1996 году, в его программах представлены совместные постановки Международного фестиваля им. А.П. Чехова с различными международными организациями в постановке зарубежных режиссеров и с участием российских актеров. 

Начиная с Третьего фестиваля неизменным участником программы стали спектакли в постановке Деклана Доннелана (Великобритания). «Орестеей» Петера Штайна (1994) открылась серия совместных проектов МТФ с такими знаковыми фигурами мирового театра как Франк Кастроф, Йозеф Найдж, Лин Хвай Мин, Даниэль Финци Паска, Дзё Каномори, Ваджи Муавад, Матс Эк, Начо Дуато и др.

Если основу программы первых фестивалей составляли спектакли выдающихся режиссеров, имена которых были знакомы нашему зрителю, - Питера Брука, Джорджо Стрелера, Петера Штайна, Отомара Крейчи, то уже в программе Третьего фестиваля появились спектакли тех, кто был известен за рубежом, но не знаком в России - Ариан Мнушкин, Роберт Уилсон, Кристоф Марталер, Кристиан Люпа, Тадаси Судзуки, Петр Лебл, Ежи Яроцкий, Оливье Пи и др. Расширялись жанровые границы фестиваля: в его программе появились хореографические и оперные спектакли, Конный театр «Зингаро». Фестиваль стал популяризатором российского театра на авторитетных театральных площадках мира. Так в 1997 году была организована программа российского театра на Авиньонском фестивале. Европейская публика впервые в таком объеме познакомилась со спектаклями Анатолия Васильева, Камы Гинкаса, Резо Габриадзе, Петра Фоменко и др. Огромный резонанс вызвала русская программа Европалии (Брюссель,2005), Русские сезоны в Бразилии, Японии, Колумбии и др.

В 2001 году, когда Четвёртый фестиваль слился с III Международной театральной Олимпиадой, к обычной зарубежной и российской программам прибавились: «Экспериментальная программа», программы, представленные Валерием Фокиным и Анатолием Васильевым, а также огромная программа «Площадные театры мира», художественным руководителем которой был Слава Полунин, и которая сама включала несколько проектов. Само решение Международного комитета театральных Олимпиад провести Олимпиаду в Москве означало признание Москвы одним из центров фестивального движения.

География Пятого и Шестого Чеховских фестивалей расширилась на Восток и Латиноамериканский континент. В рамках фестивалей прошли три Японских и один Бразильский сезоны. 

Седьмой Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова (2007 г.) отличался широким
представительством спектаклей из Канады. В «Сезоне Канадского театра» приняли участие спектакли выдающегося мастера современного театра Робера Лепажа и хореографа Мари Шуинар, «Дождь» в постановке Даниэля Финци Паска и Цирка Элуаз, и др. В программе фестиваля были представлены спектакли Мэтью Боурна, Пины Бауш, Питера Брука, Филиппа Жанти, Деклана Доннелана, Тадаси Судзуки, ЛИНА Хвай-мина, Роберта Стуруа, Оливье Пи, Дзё Канамори. В московскую программу фестиваля вошли 20 наиболее интересных постановок двух последних сезонов. 

Главным почетным гостем Восьмого фестиваля, который состоялся в 2009 году, стала Франция; в программе были представлены театрально-цирковые постановки наиболее интересных зарубежных трупп в жанре Nouveau Сirque. Москвичи восторженно приняли спектакли Виктории Чаплин и Жана Батиста Тьере, Виктории Тьере Чаплин, Джеймса Тьере, Матюрена Боллза, Жоанна Ле Гийерма и уже известных и любимых в России Бартабаса, Филиппа Жанти, Робера Лепажа, Пины Бауш, Мэтью Боурна, Лина Хвай-мина. Впервые Москва увидела драматический спектакль хореографа Матса Эка, японский театр «Бунраку» и многое другое.

Девятый Международный фестиваль им. А.П. Чехова был посвящен 150-летию Антона Павловича. В его программе были спектакли «по Чехову, о Чехове, Чехову». Из них пятнадцать - совместные постановки Чеховского фестиваля с российскими и зарубежными режиссерами и театрами. В программу вошли также спектакли московских театров, поставленные к юбилею писателя М. Захаровым, С. Женовачом, А.Кончаловским, Ю. Бутусовым, М. Левитиным, Ю. Погребничко. Программа Чеховского года состояла из трех частей: Дни А.П. Чехова в Москве (26 – 31 января), IX Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова (25 мая – 30 июля), Мировое турне чеховских спектаклей (январь – декабрь). 

Десятый фестиваль (2011) открылся шекспировской «Бурей» Д. Доннелана с участием российских актеров и прошел под знаком культурного обмена между Россией, Италией и Испанией. Итальянский театр был представлен «Трилогией очков» Эммы Данте, основателя одного из самых независимых театров Италии SudCosta-Occidentall. Среди испанских постановок две программы одноактных балетов Национального театра танца Мадрида в хореографии Начо Дуато, Александра Экмана и Филиппа Бланшара, «Автопортрет» Марии Пахес в стиле фламенко и многое другое. Было представлено три одноактных балета лидера современного американского танца Мерса Каннингема, одна из этих постановок - Тропический лес в сценографии Э. Уорхола. Также свои спектакли представили Филипп Жанти, Матюрен Боллз, Сильва Гиллем, Робер Лепаж, Рассел Маллифант, Мэтью Боурн и Ромэо Кастеллучи.

Одиннадцатый фестиваль (2013) показал работы своих постоянных участников: Р. Лепаж, М. Боурн, Д. Тьере, Виктория Тьере-Чаплин и Аурелия Тьере, Ж. Надж, Эмманюэль Демарси-Мота, Сильви Гиллем, Мария Пахес. Кроме того, спектакль Дэвида Мортона «Небесная гармония» показал венский «Бургтеатр», не бывавший в России больше десяти лет. В рамках года Германии в Росии был представлен «Процесс» Ф.Кафки театра Каммершпиле в постановке Андреаса Кригнебурга. Российская публика познакомилась с компанией «1927» из Великобритании, представившей музыкально-изобретательный спектакль «Животные и дети занимают улицы». «Тени» Рикарду Пайша (Португалия) критика признала «чудом театрального искусства. Также публика познакомилась с уникальным искусством хореографа Лин Ли-Чен из Тайбэя (Тайвань). Московская программа была посвящена памяти П.Н. Фоменко.

Двенадцатый фестиваль (2015) представил 19 спектаклей из 12 стран мира, в их числе пять спектаклей из Франции: комедия-балет Ж.-Б. Мольера – Ж.-Б. Люлли «Мещанин во дворянстве» театра «Буфф дю Нор» в постановке Д. Подалидеса, «Ложные признания» в постановке Люка Бонди «Одеона-Театра Европы», «Красный табак» Д.Тьере и «Не забывай меня» в режиссуре Ф. Жанти и хореографа М. Андервуд, «Ионеско-сюита» Э. Демарси-Мота и творческой группы  Театра де ля Виль. Большой интерес вызвал музыкальный спектакль «Двойники» по Э.-Т –А. Гофману Государственного театра Штутгарта (Германия) в постановке Д. Мортона. Неожиданную версию «Золушки» Прокофьева с Саяки Кадо в хореографии Гойо Монтеро (Испания) представил «Балет Нюрнберга»(Германия). Сатоси Мияги представил японское прочтение индийского эпоса – «Махабхарата – Налачаритам». Театр Танца Тай-Ваня привез завораживающе медитативный спектакль «Рис» в постановке Лин-Хвай-Миня. В год культуры Аргентины МТФ представил «Танго и ночь» в постановке Марихо Альварос и Клаудио Хоффмана и «Удивительный мир ягнят» Даниэля Веронезе. Впервые участником фестиваля стал спектакль из ЮАР «Инала». Особое внимание вызвал спектакль «Война» Владимира Панкова. В московскую программу вошли спектакли, поставленные в московских театрах зарубежными режиссерами и хореографами.

Тринадцатый фестиваль ( 2017) открылся «Волшебной флейтой» В.А. Моцарта берлинской Комише Опер в сотрудничестве с компанией «1927». Был показан спектакль П.Брука и Э.-М. Этьен «Поле битвы» Ж.-К. Карьера по мотивам «Махабхараты» и «Пока львы молчат» по книге К.Наир «Пока львы молчат: эхо Махабхараты» в хореографии и при участии Акрама Хана (Великобритания). Р. Лепаж представил автобиографический спектакль «877», Д. Доннелан и театр «Чик бай Джаул» – «Зимнюю сказку» У.Шекспира, Ф.Жанти – «Внутренние пейзажи», «Комеди Франсез» –  «Лукрецию Борджиа» В. Гюго в постановке Д. Подалидеса, Театр де ла Виль – «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло в режиссуре Э.Демарш-Мота. 

Одним из важнейших событий фестиваля стала мировая премьера спектакля «Старик и море» по Э. Хемингуэю с Аллой Демидовой в инсценировке, постановке и сценографии Анатолия Васильева и с музыкой Владимира Мартынова. Московская программа представила широкое разнообразие палитры театральной Москвы последних нескольких лет. Дополнительно, в сентябре 2018 года в Москве и Петербурге в рамках года Японии прошли гастроли японского театра Кабуки, а также была представлена программа уличных театров.

Девиз великого итальянского режиссера Джорджо Стрелера – «Театр для людей для чеховского фестиваля по прежнему остается неизменным и актуальным. Мы стремимся формировать программу фестивалей так, чтобы она была и общедоступной и в какой-то части элитарной. И, конечно, очень важно, чтобы люди театра могли найти на Чеховских фестивалях то, что им необходимо как профессионалам, чтобы они ощущали себя в контексте мирового театрального процесса. 

1992.jpg

1996.jpg


1998.jpg
2001.jpg
2003.jpg
2005.jpg

2007.jpg
2009.jpg
2010.jpg
2011.jpg
2013.jpg
2015.jpg
2017.jpg