Второй фестиваль стал настоящей проверкой новой институции на прочность. За четыре года, прошедших с 1992 года, команда Чеховского фестиваля во главе с Валерием Шадриным осуществила самый серьёзный прорыв в области совместных международных проектов: при поддержке Гёте-института они участвовали в создании и прокате огромной российской-немецкой сценической фрески – восьмичасовой «Орестеи» в постановке Петера Штайна на сцене Театра Российской Армии (1994). Спектакль имел огромный резонанс и успешную фестивальную судьбу. В том же 1994 году Валерий Шадрин привез в Москву два великолепных спектакля Деклана Доннеллана и театра «Чик бай Джаул» (Cheek by Jowl) – «Мера за меру» и «Как вам это понравится».
Второй Чеховский в 1996 году показал почти 40 спектаклей, каждый из которых стал событием. «Дядя Ваня» и «Орестея» Штайна, «Три сестры» Эймунтаса Някрошюса, «Герцогиня Амальфи» Деклана Доннеллана в театре «Чик бай Джаул», «О, дивные дни» Питера Брука (спектакли этого великого гуру современного театра приедут на Чеховский ещё дважды – в 2007 и 2017 годах), «Чайка» Петра Лебла (пражский театр «На забрадли»), первые гастроли балета Маги Марен (Франция), «Плач Иеремии» Анатолия Васильева и Владимира Мартынова – только часть этого фейерверка самых разных театральных идей и форм.
Но центром всей великолепной композиции, стал, пожалуй, «Остров рабов» – пьеса Мариво в постановке Джорджо Стрелера в миланском театре «Пикколо». Сам Стрелер, которого очень ждали в Москве, приехать не смог. В декабре 1997 года его не стало. Но его великий спектакль «Арлекин, Слуга двух господ» открывал в 2001 году Третью Всемирную театральную Олимпиаду в Москве, а в 2011 году этот спектакль вновь приехал в Москву, а потом ещё в шесть городов страны.
Самое главное, поверьте мне, чтобы всегда существовал театр, чтобы он развивался и его любили зрители.
Мы – художники – всего лишь инструмент театральной поэзии. Именно в ней – сущность театра. Ещё раз хочу повторить, что это, надеюсь, не последняя встреча.
От всей души обнимаю моих русских коллег и друзей, ведь все мы – члены многочисленной семьи, для которой не существует границ
Джорджо Стрелер
Милан, 29 июня 1996