Ф. Достоевский

Идиот

Роман в трёх спектаклях. Театральная версия Сергея Женовача

Идиот
Идиот
Драматический театр на Малой Бронной (Москва, Россия)
Режиссёр-постановщик Сергей ЖЕНОВАЧ
Художник Юрий ГАЛЬПЕРИН
Композитор Глеб СЕДЕЛЬНИКОВ
Артисты
(Первый спектакль. «БЕССТЫЖАЯ»)

Сергей Тарамаев, Сергей Качанов, Владимир Топцов, Николай Серебренников, Георгий Мартынюк, Надежда Маркина, Лариса Богословская, Елена Матвеева, Анастасия Немоляева, Лев Дуров, Вера Майорова, Сергей Перелыгин, Александра Николаева, Никита Татаренков, Ирина Розанова, Геннадий Сайфулин, Сергей Баталов, Владимир Ершов, Андрей Хворов

Артисты
(Второй спектакль. «РЫЦАРЬ БЕДНЫЙ»)

Сергей Тарамаев, Сергей Качанов, Ирина Розанова, Надежда Маркина, Георгий Мартынюк, Лариса Богословская, Елена Матвеева, Анастасия Немоляева, Владимир Ершов, Сергей Перелыгин, Владимир Яворский, Владимир Топцов, Андрей Зайков, Ольга Ведерникова, Никита Татаренков, Евгений Калинцев, Александр Макаров, Екатерина Дурова, Андрей Хворов, Сергей Баталов

Артисты
(Третий спектакль. «РУССКИЙ СВЕТ»)

Сергей Тарамаев, Ирина Розанова, Сергей Качанов, Георгий Мартынюк, Надежда Маркина, Лариса Богословская, Елена Матвеева, Анастасия Немоляева, Лев Дуров, Вера Майорова, Сергей Перелыгин, Александра Николаева, Никита Татаренков, Андрей Зайков, Владимир Ершов, Евгений Калинцев, Владимир Топцов, Ольга Ведерникова, Мария Андрианова, Кирилл Глазунов, Николай Серебренников, Владимир Яворский

Режиссёр Сергей Женовач представляет уникальный театральный проект — три спектакля по роману Ф. Достоевского «Идиот»: «Бесстыжая», «Рыцарь бедный» и «Русский свет».

Замысел Сергея Женовача в корне отличается от всех предшествующих театральных версий. Трилогия — первый опыт сценического прочтения великого романа без купюр и текстовых перестановок.

Растянутый на три вечера «Идиот» приобретает у Женовача непривычную для Достоевского степенность эпоса. Теряя стремительность Достоевского, Женовач приобретает огромное количество существенных для понимания Достоевского подробностей — сюжета, мотивов, идей, втиснутых Достоевским в непостижимую конструкцию романа. Пожалуй, это самый прозрачный, ясный из всех виденных мною театральных Достоевских...
Борис Любимов, Известия

...Старый искус соблазняет Женовача: создать спектакль-роман, приникнуть к структуре большого стиля и последних вопросов. Так учат чужой язык — с погружением. Театр погружается в чуждую ему стихию литературы и пытается присвоить её богатства. Блуждая в прозаическом лабиринте сцеплений, режиссура пыталась и пытается преодолеть природную однобокость театра, которую в старину называли «единством действия», а во времена Достоевского и с его лёгкой руки стали понимать как господство одной мысли. Той самой особой сценической мысли, которую создатель «Преступления и наказания» предлагал извлечь из его романа, предварительно разрушив его структуру. Предложенный Достоевским варварский акт деконструкции собственной вещи был для романа единственным способом обрести сценическое бытие.
Женовач автору не поверил. Имея за плечами театральный опыт целого века, он решил рискнуть. Он пошёл по пути медленного чтения, по сути, живых картин, изредка взбадриваемых скромной режиссёрской метафорой. Он отступил в тень, или — воспользуемся любимым словцом Достоевского — стушевался. Не покорился перед громадой прозы, а как бы отдался её свободному течению...
Основной вопрос «Идиота» Сергей Женовач слышит по-своему. И это не только вопрос русского света. Во всех трёх спектаклях — через Мышкина прежде всего — сквозит иная, вполне театральная идея или чувство, которое единит замысел и приоткрывает некий сокровенный источник романа, питающий режиссёра. Мотив идиотства оказывается претворённым мотивом человеческого изгойства, болезни, неадекватности, которые выталкивают «положительно прекрасного человека» из жизненного круга. Вероятно, самой проникновенной интонацией этого Мышкина останется его жалоба, вернее, риторический вопрос, обращённый к тому, кто установил извечный и непреложный порядок вещей...
Анатолий Смелянский, Московский наблюдатель
Театр на Малой Бронной