Чайка
Чайка
Театр «Ленком»
Режиссёр Марк ЗАХАРОВ
Режиссёр-сценограф Олег ШЕЙНЦИС
Художник по костюмам Валентина КОМОЛОВА
Композитор Сергей РУДНИЦКИЙ
Технический директор Сергей НИКИТИН
Артисты Инна Чурикова, Дмитрий Певцов, Юрий Колычев, Александра Захарова, Борис Чунаев, Сергей Степанченко, Маргарита Струнова, Людмила Поргина, Марина Игнатова, Олег Янковский, Леонид Броневой, Иван Агапов, Станислав Житарев, Нина Горшкова, Александра Дорохина, Владимир Володин, Александр Каргин
О комедии А.П. Чехова «Чайка» очень много написано, много сказано, и вместе с тем она остаётся таинственной и до конца не познанной загадкой русского театра. В последние годы, и это, наверное, не случайно, нас всё чаще привлекают к себе герои че­ховских пьес. Почему в своём большинстве неглупые, интеллигентные, своеобразные, щедрые люди, способные возноситься к вершинам человеческих и творческих прозрений, духовному поиску, страстному желанию изменить мир, так часто срываясь, совершают смешные, несуразные, опасные поступки? Быть может, сегодняшнее влечение к великому русскому писателю и интеллигенту — это своеобразный акт самопознания? «Я не берусь описывать спектакли чеховских пьес, — писал К.С. Станиславский, рассказывая о своей работе над «Чайкой», — это невозможно. Их прелесть в том, что не передаётся словами, а скрыто под ними... в излучении их внутреннего чувства».
Марк Захаров
На чеховскую «Чайку» спроецировано сегодняшнее умонастроение: можно полететь в Космос, можно узнать об этом Космосе то, чего не знали в чеховские времена, но, вернувшись на Землю, не приобрести равновесия, необходимого, чтобы жить вместе и рядом с другими. Вписав самого себя в космические масштабы, в скромных масштабах своей Земли человек остался испуган и растерян.
В спектакль вступает тема глобальной безысходности. Под этим натиском отступают многие неглобальные мотивы, из которых состоит «Чайка». Сложность человеческих отношений уходит в нечто бестрепетное, лишённое тепла и света. Холодно, холодно, холодно...
Нет никакого желания упрекать Марка Захарова в пессимизме. Чехов в пьесе тоже не указал выхода — начал с forte, а кончил pianissimo. Захаров ничего в тексте не изменил, не сократил, не перевернул с ног на голову. Уже за одно это спасибо.
Его актёры играют без штампованной меланхолии — энергично, выпукло, отчётливо. В отчётливой артикуляции, звуковой и пластической, — стилистика спектакля. В ней нет поэтической дымки и многозначности, но возникают свои, интересные акценты.
Hаталья Крымова, Московский наблюдатель