Купить билеты Eng
Дневник Вацлава Нижинского

Дневник Вацлава Нижинского

Дневник Вацлава Нижинского
Дневник Вацлава Нижинского
«Компани Шан-Либр» (Париж, Франция)
Постановка Изабель НАНТИ
Сценическая редакция Джамиля САЛА
Французский текст Кристиан ДЮМЭ-ЛЬВОВСКИ
Свет Патрис ТРОТТЬЕ
Звук Даниэль ДЕСЭ и Ален МИШОН
Костюм КЕНЗО
В роли Нижинского Реджеп МИТРОВИЦА

Свой «Дневник» Вацлав Нижинский пишет зимой 1918/19, находясь на грани тяжёлого умственного расстройства. Ему 29 лет, и он уже больше никогда на выйдет на сцену... Оставшиеся 30 лет жизни Нижинский проведёт в психиатрических клиниках в окружении врачей.

Написанный по-русски «Дневник» был в 1936 переведён на английский язык и издан женой Нижинского Ромолой. Благодаря дочерям танцовщика, Кире и Тамаре Нижинским, Кристиан Дюмэ-Львовски смог (только несколько лет назад) сделать перевод на французский язык «Дневника» без каких-либо купюр.

Его дневник — не бред сумасшедшего. Это последний зов человека на пороге ухода в самые недоступные глубины своего существа. Это выворачивание души наизнанку даёт возможность услышать самую отчаянную мольбу о любви.
Изабель Нанти и Джамиля Сала

Реджеп Митровица — сосьетер «Комеди Франсэз», художественный руководитель «Компани Шан-Либр» — работал с такими режиссёрами как Антуан Витез («Эрнани», «Электра»), Даниэль Месгиш («Король Лир», «Атласный башмачок», «Жизнь Галилея»). За исполнение главной роли в «Лоренцаччо» Мюссе, поставленном в «Комеди Франсэз» Жоржем Лаводаном, получил премию Мольера в номинации «за театральные открытия» (1990). На этой же сцене в 1994 сыграл Гамлета (также в режиссуре Лаводана).

Прочтя «Дневник» Нижинского, актёр был потрясен судьбой и личностью легендарного танцовщика. В 1993 на Авиньонском фестивале он прочёл отрывки из «Дневника». Это произвело столь сильное впечатление, что на следующий год Фестиваль вновь пригласил актёра, который показал в Авиньоне уже настоящий моноспектакль.

Он сидит за столиком в блузе и белых брюках, то ли больной, то ли хирург, а может, и мясник.
Сверху падает белый свет, так, что его бледное лицо кажется словно вырубленным топором. Глаза, уши, зубы существуют как бы отдельно от головы: этот человек не делает себе подарков, да и жизнь преподносила ему их нечасто.
Тем не менее — это Нижинский, самый прославленный, самый гениальный танцовщик в мире, «бабочка, заблудившаяся в толпе» — так сказал о нём Пруст...
Сам о себе Нижинский говорил: «Я безумец, обладающий здравым смыслом и хорошо тренированными нервами»...
Мало кому удавалось показать, насколько безумие связано с гениальностью. И редко когда столь уместным оказывалось применение термина «театр жестокости». Ведь соединение такого безумия и такой гениальности может осуществиться лишь на алтаре жестокости... И всё же сколько любви дарит нам этот спектакль: «Моё безумие — проявление моей любви к людям».
Даниэль Карраз, Миди-Либр
...Реджеп Митровица хотел, чтобы была услышана не выхолощенная, а подлинная версия дневников... и пустился в это «сидячее» путешествие, в глубины тихого и душераздирающего безумия. ...эти дневники — не бред, это слова человека, погружающегося в глубины души, который ясно осознаёт причины, доведшие его до безумия. Это слова прекрасные, сверкающие, полные противоречий, сомнений, мужества и беспокойства... 
Реджеп «становится» Нижинским и, подчиняясь точной, как музыкальная партитура, мизансцене, отправляется к той черте, за которой начинается безумие...
Мартин Брез, Миди-Либр