У. Шекспир

Буря

I. Остров. II. Пришельцы. III. Исход.

Буря
Буря
Молодёжный театр (Казань, Россия)
Постановка Борис ЦЕЙТЛИН
Художник Юрий ХАРИКОВ
Музыка Станислав ВАЖОВ
Артисты Роман Ярыгин, Елена Крайняя, Роза Хайруллина, Надежда Кочнева, Лилия Замятина, Сергей Мосейко, Александр Купцов, Владимир Зайцев, Михаил Меркушин, Галина Юрченко, Василий Фалалеев, Владимир Арапов

Сюжет «Бури» разворачивается в трёх плоскостях. Первая — это шекспировская история о кораблекрушении и людях, спасшихся на острове, где хозяин — маг Просперо. Вторая — рассказ о взаимоотношениях режиссёра и актёров. Третья — рассказ о Творце, создающем людей по своему образу и подобию, и о проблемах, с этим связанных.

Принципиальный подход к «Буре» связан с идеями Антонена Арто, который говорил, что истинный театр должен дать людям такой толчок, чтобы их воображение сделало из них поэтов. В голове у зрителей должен возникать поток образов, транслирующийся через актёров. Способ репетиций и игры рассчитан на подобный поток образов.

Для автора спектакля, режиссёра Бориса Цейтлина, интересна такая проблема: актёр играет потому, что на него смотрят, или потому, что не может не играть? Может ли актёр играть просто как ребёнок, для которого не важно присутствие зрителя?

«Буря» в казанском Молодёжном театре — спектакль о режиссёре, актёрах, зрителях, о тех, кто на улице. Все мы — пилигримы, которых волна выбросила на песчаный берег острова. Насколько наши поступки самостоятельны и насколько наши судьбы предопределены свыше — вот главная проблема спектакля.

Найдя интересную для себя (и понятную актёрам) реальность в метафизической пьесе, Цейтлин, конечно же, уподобил Просперо режиссёру. То есть главному сочинителю происходящего, дирижёру, командующему общим парадом. Хорошо, что в исполнении Романа Ярыгина этот командующий достаточно скромен, не груб, не криклив и иногда с юмором обыгрывает неполноту своей власти...
В шекспировском зеркале отражено нечто, не постижимое рассудком: общение человека с высшим началом бытия. Постановщик «Бури» остаётся пределах бытия театрального...
Сценография Юрия Харикова в «Буре», как элегантная перчатка, красива сама по себе — и точно по руке. Такая «перчатка» хороша не только фактурой материала. Она знает все мускулы ладони, суставы пальцев и учитывает их покой и движение. Сценография «Бури» подразумевает подвижность актёров, их многие превращения, но ещё и движение зрителей.
Hаталья Крымова, Московский наблюдатель