Купить билеты Eng

I Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова.

 I Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова.
Москва. Октябрь 1992. Представлены 11 спектаклей из 9 стран.

1992.jpg

Идея фестиваля возникла намного раньше, на Учредительном съезде СТД СССР (1986). Рухнул железный занавес. Отечественный театр должен был стать частью мирового театрального процесса, найти в нем свое место, освоить его опыт и вступить с ним в интенсивный художественный диалог. В 1991 году распался Советский Союз. Но на последнем съезде СТД СССР было решено преобразовать его в Международную конфедерацию театральных союзов (МКТС) и тем самым попытаться сохранить единое театральное пространство. Конфедерация стала учредителем, а Валерий Шадрин – организатором и руководителем первого международного театрального фестиваля, о котором много лет мечтали профессионалы и зрители нашей страны. 

Преодолевая колоссальные трудности и инертность мышления, Валерий Шадрин вместе с Кириллом Лавровым и Олегом Ефремовым убеждал и доказывал исключительную важность фестиваля для страны, в которой рухнула вся система гастрольной деятельности, а фестивали стали единственной формой театральных обменов.

Вся сложность и драматизм исторического момента отражены в словах приветствия Кирилла Лаврова участникам и зрителям Первого фестиваля: «Как бы ни была трудна и тревожна жизнь, мы не вправе утрачивать волю к творчеству и решимость не терять связей друг с другом. Вот почему я убеждён, что наш фестиваль уместен, что нам не следовало дожидаться более стабильных времён. Фестиваль  затея не праздная. Это свидетельство нашей решимости существовать в открытом, не знающем границ пространстве культуры». 

Приветствия Первому Международному театральному фестивалю им. А.П. Чехова прислали Вацлав Гавел, Джорджо Стрелер, Питер Брук, Лука Ронкони, Адриан Нобл, Жак Лассаль и многие другие выдающиеся деятели мирового театра. 

В рамках Фестиваля были организованы:

- международный семинар театральных критиков на тему «"Вишнёвый сад". Пьеса, театр, жизнь»;
- международный семинар на тему: «Возможности выживания театра в странах Восточной Европы в новой экономической и культурной ситуации»; 
- выставка Резо Габриадзе в помещении Театрального салона на Тверском бульваре;
- видеопоказ спектаклей по произведениям А.П. Чехова  в Институте искусствознания.

Участникам и гостям фестиваля была представлена программа московских театров. Впервые зарубежные гости отметили работы выпускного курса П.Н. Фоменко, подкрепив свою высокую оценку последующим приглашением «фоменок» на различные фестивали. 

Благодарность, с которой публика приняла этот длившийся три недели театральный праздник, была лучшим ответом тем, кто обвинял его организаторов в бездуховности и цинизме как устроителей зрелищ в голодной стране, и тем, кто поставил сиюминутные политические распри выше интересов искусства: так фестиваль лишился в последний момент двух замечательных спектаклей – Театра имени Руставели и Театра имени Марджанишвили, которые не приехали в Москву, несмотря на отчаянные уговоры российских коллег.
Театральная жизнь
Праздник продолжался три недели и продемонстрировал удивительное разнообразие театральных школ, наперекор распространённому тогда мнению о кризисе, упадке театра.
Валерий Семеновский
Прошедший фестиваль – явление неординарное. Он задумывался как праздник искусства. Со всеми подобающими празднику атрибутами: громкими именами и названиями, приёмами, информационными бюллетенями, цветами, роскошными нарядами, обширной прессой, телекамерами. И в этом смысле праздник удался на славу, а апогей его был в самом начале, когда Петер Штайн показал свой «Вишнёвый сад». Грех не сказать об удавшемся празднике и по сути: когда ещё была или будет возможность увидеть столько постановок всемирно известных режиссёров? А что ещё, какое событие может собрать театральную элиту со всего света, где зарубежные специалисты и импрессарио смогут увидеть такое количество эсэнгэшных спектаклей?
Сергей Беднов, Газета Культура
Фестиваль состоялся вопреки всему чудовищному и жалкому, что творится вокруг и, казалось бы, должно было вытеснить событие Чеховского фестиваля на самый последний план. Это «вопреки» кажется мне важным. Сколько протестов встречала идея организовать театральный праздник среди политического хаоса и всех тягостей социального быта. Твердили о том, что безнравственно устраивать «пир во время чумы», не понимая того, что как раз в самые трудные времена люди в празднестве искусства нуждаются более всего, и театр должен по мере сил противостоять неблагоприятным обстоятельствам.
Алексей Бартошевич, Независимая газета

Афиша
Коварство и любовь Коварство и любовь
Большой драматический театр им. Г. Товстоногова
Санкт-Петербург, Россия 
4, 5 октября
Тевье-Тевель Тевье-Тевель
Драматический театр им. И. Франко
Киев, Украина 
6, 7 октября
Вишнёвый сад Вишнёвый сад
Шаубюне aм Ленинер Плац
Берлин, Германия 
5, 6 октября
Ложь Ложь
Украинский драматический театр им. М. Заньковецкой
Львов, Украина 
  11,12 октября
Доктор Стокман (Враг народа) Доктор Стокман (Враг народа)
Академический театр им. Г. Сундукяна
Ереван, Армения 
13, 14 октября
Дэли Домрул Дэли Домрул
Туркменский Государственный молодёжный театр «Джан»
Ашгабат, Туркменистан 
16 октября
Иосиф потерянный вновь вернётся в Ханаан... Иосиф потерянный вновь вернётся в Ханаан...
Экспериментальный ТЮЗ «Ахорун»
Душанбе, Таджикистан 
17 октября
Персы Персы
АТТИС Театр
Афины, Греция 
20, 21 октября
Вишнёвый сад Вишнёвый сад
Дивадло За Браноу II 
Прага, Чехия 
24, 25 октября
Вишнёвый сад Вишнёвый сад
Национальный театр
Бухарест, Румыния
25, 26 октября
Горе от ума Горе от ума
МХАТ им. А.П. Чехова
Москва, Россия 
27 октября
Показать ещё