Москва. 2003 год. Показано около 90 спектаклей: 40 – в Мировой серии и 46 – в Московской программе.
Пятый фестиваль следовал традициям Театральной Олимпиады. Его особенностью стало то, что на нём в равной степени были представлены театры Европы и Азии. В рамках фестиваля впервые прошел Японский сезон в России, в котором приняли участие театры Кабуки, Но, Центр исполнительских искусств Сидзуока под руководством Т. Судзуки и др.
В разделах программы «Мировая серия», «Экспериментальная программа», «Спектакли для детей» (впервые на Чеховском фестивале) было представлено 40 спектаклей. Зрители увидели новые постановки Д. Доннеллана, Ж. Лассаля, Р. Стуруа, Ф. Касторфа, М. Лангхоффа, К. Марталера, Бартабаса и др.
Впервые за время существования Чеховского фестиваля в его рамках был представлен портрет театра – Государственного Штутгартского драматического театра: семь спектаклей в «Экспериментальной программе». Также были представлены три спектакля молодых режиссеров, постановки которых осуществлялись совместно Международным театральным фестивалем им. А.П.Чехова и московскими театрами.
В рамках фестиваля прошли сценические читки пьес зарубежных драматургов, Круглые столы на тему: «Насилие и театр», «Новый морализм», «Новые "рассерженные": табу в театре», «Глобализация и театр», «Чистота жанров: контекст культурной памяти. Культура диалога».
Состоялись творческие встречи с мастерами режиссуры, спектакли которых участвовали в фестивале.
Нынешний Чеховский фестиваль не был заявлен как юбилейный. Но все-таки пятый по счету – это дата, хотя и полукруглая, и можно подвести некоторые итоги. Сравнивая Чеховский фестиваль с любыми другими, приходишь к выводам, что называется , утешительным. Все-таки Чеховский – самый авторитетный. Репрезентативный, раскрученный. И возник вовремя. И свою нишу занимает основательно. И, пожалуй, из немногих всеми любимых – и зрителями, и профессионалами. Его уважают даже в театральной среде, сегодня особенно злоязычной и вредной, а это кое-что значит.
Наталья Казьмина, Театральная жизнь
Впервые так широко был представлен восточный театр. На наших глазах рождается новый театр, где Восток и Запад сплетаются и синтезируются. И Сузуки – пример тому. Конечно, его спектакли вырастают из традиций классического японского театра Но, однако он дает не просто синтез европейского и азиатского театральных миров, а смотрит на японские традиции изнутри и извне, выбирая из них то, что в свое время выбрал в восточной культуре европейский театральный авангард.
Алексей Бартошевич, Театральная жизнь
У Пятого чеховского фестиваля есть как минимум два «генеральных» свойства, по которым потомки его отличат. Во-первых, заготовлена на редкость богатая афиша для продвинутой аудитории: модные имена, актуальные пьесы, стыки жанров. Во-вторых, у фестиваля очевидный азиатский уклон. Вряд ли организаторы властью сцены регулируют социальные процессы. Просто трудно сопротивляться фактам, по которым юго-азиатские страны могут предложить миру что-то не менее важное, чем горячие новости об атипичной пневмании.
Лейла Гучмазова, Афиша
Афиша