Кагэкиё
Кагэкиё
В спектакле участвуют Хидео Канзе, Такао Нишимура, Минору Шибата, Кан Хошо, Макото Оно, Митсихиса Хаяши, Йошихатсу Тсукуда, Тетсуноджо Канзе, Тадаши Нагашима, Нобуюки Ямамото, Нобуюки Абе, Канджи Шимизу, Рейджи Окада, Масаки Умано, Кейзо Нагаяма, Кенго Танимото, Сейго Микурия

Современный японский театр соединяет в себе различные театральные формы – от традиционного до современного или западного театров. Так же, как Кабуки и Бунраку, Но является одним из важнейших классических театральных искусств Японии. Он соединяет элементы танца, драмы, музыки и поэзии в высоко эстетическом сценическом действии. При своем зарождении спектакли Но исполнялись на религиозных фестивалях. Но получает расцвет в XIV веке в период японского феодализма под покровительством военачальников и их повелителя «шогуна». Его эстетические принципы были выработаны выдающимся исполнителем и драматургом Кан’ами (1332-1384) и его сыном Зеами (1363-1443).

Все исполнители - мужчины; актеры, играющие женские роли, часто носят маски. Основная роль в пьесе Но называется «шайт», он появляется с одним или несколькими сопровождающими - «тсур». Обычно шайт предстает в первой половине пьесы как человек, но затем, во второй половине, - в его/ее истинной форме духа или привидения давних лет. При первом появлении его называют «мае-джайт», при втором – «ночи-джайт». Второстепенные роли - «ваки» - обычно принадлежат путешествующему священнику, который задает вопросы шайт и таким образом слышит рассказ о происходящем. Хор - «джутай» - сидит сбоку от сцены и рассказывает то, что было до этого, а также поясняет мысли и эмоции главного персонажа. В спектакле музыканты, называемые «хаяши-ката», ведут музыкальное сопровождение, исполняемое на флейте, «фуэ», барабанах, «ко-тсузуми», «о-тсузуми» и «тайко» (иногда не используемый в некоторых частях).

В течение XVII-XIX веков формально закрепилось устройство сцены Но. Над главной сценой возвышается изогнутая, подобная храму крыша, которая простирается также над боковой сценой и над задней частью. Мостик - «хашигакари» - соединяет главную сцену с наклонным углом, откуда актеры и музыканты входят и выходят. На задней стене изображена священная сосна, куда, согласно поверию, спускается бог. В наши дни спектакли театра Но размещаются в современных зданиях, но сцена сохраняет свои традиционные формы.

Канзе Хидео (шайт, главный актер) родился в Токио в 1927 г., является потомком мастера XIV века театра Но Кан’ами и его сына - актера и драматурга Зеами. Господин Канзе начал обучаться искусству Но в три года под руководством своего отца и деда, впервые профессионально выступив в возрасте четырех лет. В 1949 г. он поступил в школу Кита, а позднее, в 1958 г., вышел из Национальной Ассоциации Но. С того времени господин Канзе ведет поиски между традиционными и современными формами сценических искусств, сотрудничая с такими актерами, как Тетсуджи Такечи, Тадаши Сузуки и многими другими. В 1978 г. он вновь возвращается в театр Но. Господин Канзе постоянно работает в традиционном и современном театре как внутри страны, так и за рубежом.

Хошо Кан (ваки, второстепенный актер) родился в 1934 г., потомок одной из главнейших актерских семей ваки. Он начал практиковать ваки-ката (форма) под руководством отца и деда и впервые выступил в возрасте девяти лет. В существующих кругах театра Но он признан одним из выдающихся актеров ваки-ката. Он выступает как в классическом,так и в современном репертуаре театра Но.

Кагэкиё - один из частых героев пьес Но и Кабуки. Источниками сюжетов этих пьес служили бесчисленные легенды об этом человеке с трагической судьбой. Его имя придавало легендам притчевый характер: слово «кагэ» обозначает свет, и его имя стало осмысляться как выражение мучительного стремления слепого к свету. Тайра Кагэкиё (?—1196) - военачальник конца эпохи Хэйан (794-1192) - начала эпохи Камакура (1192-1336). В конце эпохи Хэйан возникли разногласия между двумя самыми влиятельными родами Хэйкэ (Тайра) и Гэндзи (Минамото), которые привели к войне, вовлекшей всю Японию. Победу в этой войне одержал Гэндзи. Перенеся столицу из Киото в Камакуру, он установил первое в Японии военное правительство. Кагэкиё был военачальником Хэйкэ, сражался против Гэндзи в битвах по всей Японии, однако в 1195 г. из-за ряда неудачных сражений он сдался Минамото Йоритомо. На следующий год он покончил с собой, отказавшись от еды.

01, 02 июль
В театре «Школа драматического искусства»