Проект реализуется в рамках Года Россия-Италия 2011
При поддержке:
- Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
-
Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
-
Правительства Тюменской области
-
Департамента культуры Тюменской области
-
Правительства Свердловской области
-
Министерства культуры и туризма Свердловской области
-
Правительства Челябинской области
-
Министерства культуры Челябинской области
-
Правительства Республики Башкортостан
-
Министерства культуры Республики Башкортостан
-
Правительства Республики Татарстан
-
Министерства культуры Республики Татарстан
Спектакль был поставлен Джорджо Стрелером в 1947 году и с течением лет стал визитной карточкой театра Пикколо. Как птица Феникс, возрождающаяся из пепла, этот спектакль бросает вызов мимолетной природе театра, не становясь при этом «музейным экспонатом».
В свою очередь сам Стрелер, говоря о своем «Арлекине», часто использовал образ «живого организма», который по определению должен развиваться, меняться, пересматриваться. Такой подход привел к созданию 11 версий постановки, которые меняют театральные шаблоны, вносят нововведения в написание пьес и свидетельствуют об эволюции роли режиссера, в частности, и эволюции театра в целом. Настоящий пример «исторической памяти в действии».
Таким образом, «Арлекин» можно с полным правом назвать одним из главных спектаклей театра Пикколо, своего рода основой, на которой можно воссоздавать традицию, поощряющую актерское искусство, виртуозность, и, как часто замечал Стрелер, «удовольствие от игры» и «удовольствия от бытия». В этом смысле постоянно меняющийся «Арлекин» знаменует ранний период в истории театра, понятый и ценимый зрителями по всему миру.
Тот факт, что за более чем 50 лет роль Арлекина исполняли всего два актера, Марчелло Моретти и Ферруччо Солери, который играет этого персонажа с 1963 года, только еще больше подтверждает уникальность спектакля и его своеобразие как «искусства живой памяти».
Спектакль, который мы видим сейчас и который создают Солери и Эцио Фриджерио, – театральный художник, работавший над многими спектаклями Стрелера, а над «Арлекином» с 1956 года, – это не просто ностальгическое обращение к шедевру мастера. Наротив, Солери и Фриджерио выбрали спектакль 1956 года, возвращая «Арлекину» его первоначальную свежесть и жизнерадостность.
ПИККОЛО ТЕАТРО ДИ МИЛАНО – ТЕАТР ЕВРОПЫ
Театр Пикколо ди Милано был основан Джорджо Стрелером, Паоло Грасси и Ниной Винки в 1947 году. Он стал одним из первых после Второй Мировой Войны рискованных начинаний в области культуры и первым в Италии государственным театром.
Благодаря Грасси, занявшему должность директора, и Стрелеру, ставшему художественным руководителем, театр Пикколо вскоре стал «Театром для всех»: здесь ставились выдающиеся спектакли, билеты на которые мог позволить себе любой.
Стрелер поставил множество классических пьес от Шекспира до Гольдони и Чехова, а также величайшие произведения ХХ века по Брехту, Беккету и Пиранделло. Его спектакли побывали во многих странах мира. Художественное мастерство и ориентация на широкую публику театра Пикколо стали примером, которому последовали многие другие итальянские театры.
В 1991 году Пикколо становится Театром Европы и присоединяется к Союзу театров Европы, международной организации, поощряющей культурные обмены между ведущими театрами по всей Европе.
После смерти Стрелера в 1997 году административное и художественное руководство театром перешло в руки выдающихся деятелей культуры Италии: Серджо Эскобару, директору знаменитых оперных театров в Болонье, Генуе и Риме, и всемирно известному театральному режиссеру Луке Ронкони.
Со своими тремя площадками – Театром Стрелера, Театром – студией и Театром Грасси, театр Пикколо является одним из самых значимых центров культурной жизни в Италии. В год здесь проходит примерно 600 спектаклей. А с 1999 года в Пикколо ежегодно проходит театральный фестиваль, на который приезжают труппы со всего мира.