Режиссер из Квебека Робер Лепаж показал свой новый спектакль «Опера Нищих». Уже хрестоматийный сюжет, известный в основном по пьесе Брехта «Трехгрошовая опера» перенесен в безжалостный мир современного шоу-бизнеса. Здесь прослеживаются отголоски американской действительности в мире, уже пережившем 11 сентября… Два с половиной часа яркого, достаточно жесткого действа, довольно шумного, особенно вначале, но с гениальными сценическими находками. В действии активно участвует особый перемещающийся экран, который служит переводчиком и в то же время используется как реквизит или для показа увеличенного изображения актеров. Эта технология используется не для того, чтобы пустить пыль в глаза, а наоборот дополняет хитроумные и в то же время очень простые декорации…
Одиль де Пла, Монд, Париж
Сцена напоминает концертную рок-площадку. Перед нами современный вариант оперы Гея-Пепуша «Опера нищих» в постановке Робера Лепажа. Действие перенесено в мир сегодняшнего американского шоу-бизнеса. Североамериканцам вообще, а Лепажу, в частности, присуще удивительное, неподражаемое владение жанром мюзикла. В этом спектакле «high tech » Лепаж с наслаждением окунается в историю североамериканской музыки, от джаза до кантри, от ska до рэпа, при этом очень ловко цитируя автора оперы 18 века Пепуша. Все артисты находятся в великолепной вокальной и физической форме. Это замечательное размышление о музыкальной индустрии и способах ее существования, призванное развенчать их, и это здорово!
Патрик Николь, Либерте, Франция
Это чисто вокальное действо (поют на английском языке), в котором перемешаны все музыкальные жанры, хотя за основу взята оригинальная музыка 18 века композитора Пепуша. Мэкки, главный герой, - исполнитель тяжелого рока. Перемещаясь из штата в штат (Луизиана, Техас, Нью-Йорк, Атлантик-сити), музыканты исполняют самую разнообразную музыку от диско до кантри... И выясняется, что эта эклектичность может быть очень богатым источником для повествования. К тому же аранжировка старинной музыки сделана очень удачно. Здесь Лепаж подтверждает свое умение сочетать несочетаемое, использовать кинематографические приемы. Даже возникает мысль о том, как было бы интересно перенести это действо в кино. Где-то возникают ассоциации с Дэвидом Линчем..
Искусное использование суперсовременных технологий давно стало фирменным знаком Лепажа. В данном случае используется плазменный экран, выполняющий множество функций, перемещающийся по сцене во всех направлениях. Все предметы декораций также меняют свое предназначение в зависимости от сцен. Есть в спектакле даже некая политическая аллюзия - соперницы Полли и Люси соответственно предстают еврейкой и арабкой, и их вокальная перебранка в соответствующей музыкальной обработке, где слышны характерные национальные мотивы, не выглядит вполне политкорректной. Надо сказать, что эта неожиданная «неполиткорректность» даже идет этому «отвязному» спектаклю.
Журналь де спектакль
http://lacaserne.net/index2.php/exmachina/