Купить билеты Eng

Сумо с комаром, Киёцунэ

Сумо с комаром, Киёцунэ
Сумо с комаром, Киёцунэ
Кёгэн:
Исполнители: Симэ Сигэяма, Додзи Сигэяма, Масакуни Сигэяма, Иппэй Сигэяма
Театр Но:
Исполнители: Хидэо Кандзэ, Косукэтэрасава, Каи Хосё, Такаюки Иссо, Гэндзиро Оокура, Синъносукэ Кавамура, Бундзо Оопуки, Синъя Умэкава, Хиромити Ямамото, Ноборуайда Юкиноритакао, Акихиро Такао, Наотака Какуто, Ясуюки Такэтоми, Ёсихидэ Акамацу, Масамити Ямадзаки

КЁГЭН (буквально «безум­ные слова») - небольшие ко­мические пьесы. Истоки традиции кёгэн уходят в Ки­тай VIII века, откуда эта форма народного театра пе­рекочевала в Японию.

В результате развития этой традиции в Японии сложи­лась своя особая форма теа­трального искусства - саругаку (буквально «игра обезь­ян», «обезьянничание»), ставшая прототипом буду­щей драмы Но. Комические элементы представлений саругаку развились в кёгэн - народный коме­дийный драматический жанр. Уже к началу XIV в. возникло разделение между исполнителями серьезных пьес театра Но и актерами, исполнявшими репертуар кёгэн, состоявший из про­стонародных фарсов. Вместе с тем, традиция кё­гэн с того времени является составной частью театра Но. Уже тогда сложился тип представления, в котором в перерывах между пьесами высокого содержания - ёкёку, стали показывать корот­кие веселые интермедии с участием трех - четырех ак­теров, длившиеся всего 10 - 15 минут. Соседство на од­ной сцене фарсов с пьесами ёкёку стало важной причи­ной литературного влияния на содержание, стиль, сю­жеты кёгэн. Ранние фарсы включают в себя больше пе­сен, танцев, в поздних - важная роль отдана диало­гу, интриге.

Изустная передача кёгэн привела в конечном итоге к тому, что записанными ока­зались 200 пьес, авторы ко­торых неизвестны. Герои кёгэн были близки зрителю своей узнаваемостью: плутоватый слуга, уличный торговец, неверная жена и ревнивый муж, разорив­шийся самурай и заклина­тель-шарлатан - вот типа­жи кёгэн. Бедный находчив и весел, богатый глуп и жа­ден - по такому принципу строились эти фарсы со счастливыми и веселыми финалами.

Сегодня фарсы - кёгэн уже никто не рассматривает как второстепенное явление, более того, это искусство продолжает пользоваться большой популярностью у зрителей. Кёгэн в течение нескольких веков находился под покро­вительством военной арис­тократии вплоть до периода Реставрации Мэйдзи (1868). После чего традицию кёгэн сохраняли семейные коллек­тивы прежде всего из школ Изуми, Окуры и Сигэямы. Сегодня профессиональные актеры кёгэн исполняют фарсы как во вне, так и вну­три представлений театра Но.

Современный японский те­атр многообразен и включа­ет в себя самые разные теа­тральные формы - от тради­ционных до современных, в том числе западных.

Театр Но, так же, как Кабу­ки и Бунраку, является од­ним из важнейших класси­ческих сценических ис­кусств Японии. Театр Но со­единяет в высоко художест­венном сценическом дейст­вии элементы танца, дра­мы, музыки и поэзии. При своем зарождении спектак­ли Но традиционно испол­нялись на религиозных пра­здниках. Расцвета Но достигает в XIV веке в период японского средневековья под покрови­тельством военачальников и их повелителя «сёгуна».

Его эстетические принципы были выработаны и выра­жены выдающимся испол­нителем и драматургом Кан’ами (1332-1384) и его сыном Дзэами (1363-1443). Все исполнители только мужчины, актеры, играю­щие женские роли часто но­сят маски. Основная роль в пьесе Но называется «ситэ», герой появляется с одним или несколькими сопровож­дающими, которые называ­ются «цурэ». Во многих пье­сах «ситэ» появляется в пер­вой половине пьесы как обычный человек, а во вто­рой - в его/ее истинной форме - духа или привиде­ния давних лет. При первом появлении героя называют «маэ-дзитэ», а при втором «ноти-дзитэ».

Второстепенные роли, на­зываемые «ваки», обычно предназначены путешест­вующему священнику, ко­торый задает вопросы «си­тэ» и таким образом слышит повествование о происходя­щем вокруг. Хор сидит сбоку от сцены и рассказывает о том, что случилось прежде, а также поясняет мысли и эмоции главного персонажа. Музы­кантам, называемым «хая- си-ката», в спектакле пору­чено музыкальное сопро­вождение, которое исполня­ется на флейте «фуэ» и бара­банах.

В течение XVII - XIX веков шел долгий процесс форми­рования сценического про­странства Театра Но. Сего­дня его устройство - устано­вившийся канон. Над глав­ной сценой возвышается изогнутая, подобная храму крыша, которая простира­ется также над боковой сце­ной и над задней частью. Мостик - «хасигакари» - со­единяет главную сцену с на­клонным углом, откуда ак­теры и музыканты входят и выходят. На задней стене изображена священная со­сна, куда, согласно поверию спускается Бог.

В наши дни спектакли теат­ра Но размещаются в совре­менных зданиях, но сцена сохраняет свои традицион­ные классические формы.

7,8 июнь
МХАТ им. М.Горького