Кёгэн: |
|
Исполнители: | Симэ Сигэяма, Додзи Сигэяма, Масакуни Сигэяма, Иппэй Сигэяма |
Театр Но: |
|
Исполнители: | Хидэо Кандзэ, Косукэтэрасава, Каи Хосё, Такаюки Иссо, Гэндзиро Оокура, Синъносукэ Кавамура, Бундзо Оопуки, Синъя Умэкава, Хиромити Ямамото, Ноборуайда Юкиноритакао, Акихиро Такао, Наотака Какуто, Ясуюки Такэтоми, Ёсихидэ Акамацу, Масамити Ямадзаки |
КЁГЭН (буквально «безумные слова») - небольшие комические пьесы. Истоки традиции кёгэн уходят в Китай VIII века, откуда эта форма народного театра перекочевала в Японию.
В результате развития этой традиции в Японии сложилась своя особая форма театрального искусства - саругаку (буквально «игра обезьян», «обезьянничание»), ставшая прототипом будущей драмы Но. Комические элементы представлений саругаку развились в кёгэн - народный комедийный драматический жанр. Уже к началу XIV в. возникло разделение между исполнителями серьезных пьес театра Но и актерами, исполнявшими репертуар кёгэн, состоявший из простонародных фарсов. Вместе с тем, традиция кёгэн с того времени является составной частью театра Но. Уже тогда сложился тип представления, в котором в перерывах между пьесами высокого содержания - ёкёку, стали показывать короткие веселые интермедии с участием трех - четырех актеров, длившиеся всего 10 - 15 минут. Соседство на одной сцене фарсов с пьесами ёкёку стало важной причиной литературного влияния на содержание, стиль, сюжеты кёгэн. Ранние фарсы включают в себя больше песен, танцев, в поздних - важная роль отдана диалогу, интриге.
Изустная передача кёгэн привела в конечном итоге к тому, что записанными оказались 200 пьес, авторы которых неизвестны. Герои кёгэн были близки зрителю своей узнаваемостью: плутоватый слуга, уличный торговец, неверная жена и ревнивый муж, разорившийся самурай и заклинатель-шарлатан - вот типажи кёгэн. Бедный находчив и весел, богатый глуп и жаден - по такому принципу строились эти фарсы со счастливыми и веселыми финалами.
Сегодня фарсы - кёгэн уже никто не рассматривает как второстепенное явление, более того, это искусство продолжает пользоваться большой популярностью у зрителей. Кёгэн в течение нескольких веков находился под покровительством военной аристократии вплоть до периода Реставрации Мэйдзи (1868). После чего традицию кёгэн сохраняли семейные коллективы прежде всего из школ Изуми, Окуры и Сигэямы. Сегодня профессиональные актеры кёгэн исполняют фарсы как во вне, так и внутри представлений театра Но.
Современный японский театр многообразен и включает в себя самые разные театральные формы - от традиционных до современных, в том числе западных.
Театр Но, так же, как Кабуки и Бунраку, является одним из важнейших классических сценических искусств Японии. Театр Но соединяет в высоко художественном сценическом действии элементы танца, драмы, музыки и поэзии. При своем зарождении спектакли Но традиционно исполнялись на религиозных праздниках. Расцвета Но достигает в XIV веке в период японского средневековья под покровительством военачальников и их повелителя «сёгуна».
Его эстетические принципы были выработаны и выражены выдающимся исполнителем и драматургом Кан’ами (1332-1384) и его сыном Дзэами (1363-1443). Все исполнители только мужчины, актеры, играющие женские роли часто носят маски. Основная роль в пьесе Но называется «ситэ», герой появляется с одним или несколькими сопровождающими, которые называются «цурэ». Во многих пьесах «ситэ» появляется в первой половине пьесы как обычный человек, а во второй - в его/ее истинной форме - духа или привидения давних лет. При первом появлении героя называют «маэ-дзитэ», а при втором «ноти-дзитэ».
Второстепенные роли, называемые «ваки», обычно предназначены путешествующему священнику, который задает вопросы «ситэ» и таким образом слышит повествование о происходящем вокруг. Хор сидит сбоку от сцены и рассказывает о том, что случилось прежде, а также поясняет мысли и эмоции главного персонажа. Музыкантам, называемым «хая- си-ката», в спектакле поручено музыкальное сопровождение, которое исполняется на флейте «фуэ» и барабанах.
В течение XVII - XIX веков шел долгий процесс формирования сценического пространства Театра Но. Сегодня его устройство - установившийся канон. Над главной сценой возвышается изогнутая, подобная храму крыша, которая простирается также над боковой сценой и над задней частью. Мостик - «хасигакари» - соединяет главную сцену с наклонным углом, откуда актеры и музыканты входят и выходят. На задней стене изображена священная сосна, куда, согласно поверию спускается Бог.
В наши дни спектакли театра Но размещаются в современных зданиях, но сцена сохраняет свои традиционные классические формы.