Лхамо

Традиционная светская опера Тибета

Лхамо
Лхамо
Тибетский институт сценических искусств (TIPA, Дхармсала)

«Лхамо» – это Классическая светская опера, вобравшая в себя черты индийской буддийской драмы и ритуальных тибетских танцев VI-IX столетий. Развитие тибетской оперы тесно связано с именем Тхангтонга Гьялпо, высокого ламы XIV века, который рассматривал светский театр как бесценную возможность говорить о буддийской философии на языке простых людей. Сюжетами таких представлений служат легенды о божествах и героях древнего Тибета, почерпнутые из древних канонических текстов. Оперы «Лхамо» исконно являлись не только развлечением, но и играли образовательную роль, поскольку население Тибеты было в массе своей неграмотно.

Главные партии героев выдержаны в ритмичном стиле, но не рифмованы. Диалоги исполняются на одном дыхании, лишь когда выступает хор, солист имеет право сделать паузу. Пение не сопровождается игрой на музыкальных инструментах. Музыканты как и актеры находятся на сцене в течение всего представления. Они используют всего два инструменты – бубчен, цимбалы, и нга, ручные барабаны двух видов: большой, сделанный из дерева, и поменьше – из металла.

В свободном Тибете оперная традиция развивалась повсеместно, и в деревнях, и в городах, передавались от одного поколения к другому. На сегодняшний день помимо трупп, основанных силами Тибетского Института Сценических Искусств, сохранилось всего шесть независимых оперных школ – пять в Индии и одна в Непале.

Юлия Жиронкина, буклет «Дневник вольного слушателя Школы драматического искусства», ШДИ, 2001.

30, 31 мая
Зал «Манеж», Школа драматического искусства