Купить билеты Eng

Мистерия «Чам»

Тибетский монастырь «Копан» (Непал)
Участники спектакля Монахи тибетского монастыря «Копан»

Продюсер программы Юлия Жиронкина при участии Игоря Янчеглова (Москва). Программа осуществлена при содействии Галереи Елены Врублевской.

Программа, которую монастырь «Копан» представил в Москве, состоит и двух частей: «Чам гневных божеств» и «Чам божеств мирных и умиротворяющих». 

Являясь частью крупномасштабных ритуалов, костюмированные танцы мистерии «Чам» (в монгольском обиходе – «Цам») уходят корнями в древние церемонии, исполняемые священнослужителями добуддийской тибетской традиции бон. Существует несколько видов «Чама»: разговорный, с многочисленными диалогами и импровизациями, когда актеры-ламы обращаются к зрителям и ведут себя в соответсвии с их реакцией; «Чам» – пантомима; «Чам» с числом участников 4-5 человек и «Чам» с числом участников в 108 (сакральное число в буддизме) человек. К «Чаму» относятся не все костюмированные представления и танцы, исполняемые в монастырях. Тихие и спокойные танцы мирными божеств, для которых характерны стилизованные движения рук, принадлежит к категории «гар». Танцы же гневных божеств, быстрые и энергичные, где основной упор желается на передвижении танцоров по сцене, относятся к «Чаму». Эти активные и порой даже агрессивные виды танцев, часто повествуют о неординарном поведении персонажей. Так, яростный, экспрессивный танц «Черных Шапок» рассказывает о подвиге монаха Палдже Дордже, защитника веры, убийцы злого царя Ланг Дармы, который в годы своего оправления поставил целью искоренить буддизм в Тибете. Переодевшись во все чёрное и вымазав своё лицо и своего белого коня сажей, пробравшись во дворец, он стал исполнять неистовый ритуальный танец мага-колуна. Когда царь, заинтересовавшись, приблизился, он поразил его стрелой и умчался, смыв с себя сажу и сняв чёрные одежды.

Подобная внешняя нарративная канва «Чама» – фактор второстепенный, ее главный аспект сокрыт глубоко, он почти не доступен среднему мирянину. Но одно только созерцание предполагает вовлечение в сакральный круг. По утверждениям лам, одни лишь движения танцоров носят просвещающий характер – ведь танцуют не просто ламы, но ламы, отождествившие себя с божествами, и в момент танца являющиеся таковыми.

«Чам» исполняется в специальных костюмах и масках. В Гималаях из, как правило, вырезают из дерева, и их изготовление приравнивается к высокому искусству. Маска в два-три раза превышает размер лица, поэтому монахи смотрят не через глаза, а через нос и рот. В связи с этим Маска слегка наклонена назад, что производи странный эффект – как будто все персонажи, танцуя, пристально вглядываются в небо. Маски являются священными реликвиями, обладающими магическими свойствами.


27-29 мая, 1 июня