Участники спектакля | Монахи тибетского монастыря «Копан» |
Продюсер программы Юлия Жиронкина при участии Игоря Янчеглова (Москва). Программа осуществлена при содействии Галереи Елены Врублевской.
Программа, которую монастырь «Копан» представил в Москве, состоит и двух частей: «Чам гневных божеств» и «Чам божеств мирных и умиротворяющих».
Являясь частью крупномасштабных ритуалов, костюмированные танцы мистерии «Чам» (в монгольском обиходе – «Цам») уходят корнями в древние церемонии, исполняемые священнослужителями добуддийской тибетской традиции бон. Существует несколько видов «Чама»: разговорный, с многочисленными диалогами и импровизациями, когда актеры-ламы обращаются к зрителям и ведут себя в соответсвии с их реакцией; «Чам» – пантомима; «Чам» с числом участников 4-5 человек и «Чам» с числом участников в 108 (сакральное число в буддизме) человек. К «Чаму» относятся не все костюмированные представления и танцы, исполняемые в монастырях. Тихие и спокойные танцы мирными божеств, для которых характерны стилизованные движения рук, принадлежит к категории «гар». Танцы же гневных божеств, быстрые и энергичные, где основной упор желается на передвижении танцоров по сцене, относятся к «Чаму». Эти активные и порой даже агрессивные виды танцев, часто повествуют о неординарном поведении персонажей. Так, яростный, экспрессивный танц «Черных Шапок» рассказывает о подвиге монаха Палдже Дордже, защитника веры, убийцы злого царя Ланг Дармы, который в годы своего оправления поставил целью искоренить буддизм в Тибете. Переодевшись во все чёрное и вымазав своё лицо и своего белого коня сажей, пробравшись во дворец, он стал исполнять неистовый ритуальный танец мага-колуна. Когда царь, заинтересовавшись, приблизился, он поразил его стрелой и умчался, смыв с себя сажу и сняв чёрные одежды.
Подобная внешняя нарративная канва «Чама» – фактор второстепенный, ее главный аспект сокрыт глубоко, он почти не доступен среднему мирянину. Но одно только созерцание предполагает вовлечение в сакральный круг. По утверждениям лам, одни лишь движения танцоров носят просвещающий характер – ведь танцуют не просто ламы, но ламы, отождествившие себя с божествами, и в момент танца являющиеся таковыми.
«Чам» исполняется в специальных костюмах и масках. В Гималаях из, как правило, вырезают из дерева, и их изготовление приравнивается к высокому искусству. Маска в два-три раза превышает размер лица, поэтому монахи смотрят не через глаза, а через нос и рот. В связи с этим Маска слегка наклонена назад, что производи странный эффект – как будто все персонажи, танцуя, пристально вглядываются в небо. Маски являются священными реликвиями, обладающими магическими свойствами.