Купить билеты Eng
Петер Эстерхази

Небесная гармония

Бургтеатр (Вена, Австрия)

(16+)
Небесная гармония
16+
Небесная гармония
Музыкальный театр

«"Быть" означает смастерить себе прошлое» — основополагающее утверждение большого романа венгерского автора Петера Эстерхази. В нем он исследует историю своей семьи — знаменитых венгерских аристократов, в начале 1950-х, после прихода к власти коммунистов, обедневших и потерявших все свое состояние. История неотвратимого, но растянувшегося на весь XX век упадка некогда славного рода прямо читается в сценографии спектакля, где соединены книжные шкафы из библиотеки благородного семейства, четырехэтажная кровать, напоминающая нары, гора картонных коробок с разным добром, стеклянные кабинки, похожие не то на звукозаписывающую студию, не то на пост охраны, современная спутниковая тарелка. В инсталляции Алисы Кольбуш сошлось все — аристократические традиции, жизненный уклад обедневших и потрепанных буржуа и такое узнаваемое настоящее.

Режиссер-постановщик спектакля Давид Мартон находит для масштабного семейного эпоса удивительно удачную форму, позволяющую ему избежать монотонности длинной семейной хроники, пафоса далеко идущих выводов о распаде семьи как института и печали о безвозвратной потере «отцовских фигур». Драматическая, событийная часть отдана слаженному и энергичному актерскому ансамблю, а вся тоска, меланхолия и грусть, весь тонкий мир чувств выражаются в спектакле через музыку — «Небесная гармония» соткана из произведений Бартока, Шуберта, Гайдна, Моцарта и многих других, аранжированных для небольшого ансамбля исполнителей-виртуозов. К ним присоединяются голос Елены Кульиц, играючи переходящей от классического оперного вокала к поп-музыке и джазу и удивительное детское сопрано Йохана Эберта.

В центре стоит миф об отце, вернее западное представление о фигуре отца. Эту важную легенду нашей культуры автор посылает сквозь века, исторические события и давно написанные семейные романы, чтобы испытать ее на прочность. Давид Мартон, понимающий музыку как самостоятельную форму познания реальности, вызвал своим ассоциативно рассказанным музыкальным театром большой интерес на мировом уровне. Постановка Мартона охватывает в основном первый том монументального романа «Небесная гармония», который близок фрагментарному стилю повествования режиссера. Кроме того, вместе с певцами, актерами и музыкантами он пускается на поиски полифонической встречи Гайдна и Бартока, Марии Терезии и Леди Ди, барокко и модерна.

Конечно, Давид Мартон лишь оттолкнулся от моего романа, а дальше думал лишь рамками сцены Бургтеатра. Это естественно для художника. То, что у него получилось, кажется мне грандиозным.

Из интервью Петера Эстерхази, Standard

 https://www.burgtheater.at/de/

31 мая, 1, 2 июня
Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой
2 часа без антракта