Совместная постановка: Венецианская биеннале, Министерство культуры Литвы, Альдо Мигель Громпоне
Совместная постановка: Венецианская биеннале, Министерство культуры Литвы, Альдо Мигель Громпоне
Выдающийся литовский режиссёр Эймунтас Някрошюс (1952 – 2018) исследовал в своем творчестве субстанцию жизни, ее таинственный, полный трагизма исток. Второй Чеховский фестиваль показал его спектакль «Три сестры» (1996), чью экспрессивную, напряжённую метафорику многие восприняли как реакцию на распад СССР. Почти пятичасовой «Отелло» (2001) был вторым спектаклем Някрошюса на Чеховском фестивале. Он завершал его шекспировскую трилогию, начатую «Гамлетом» и «Макбетом» (театр «Мено Фортас», 1997, 1999), и разрешал все сомнения по поводу возможности трагедии на современной сцене. В этом спектакле царствовало страшное, сладостное и ежесекундно волнующее море любви: звуки океанского шторма, брызги разыгравшейся стихии, смерть, затерявшаяся в складках корабельных снастей, взрезанные вены, брызжущие не кровью, но водой разбушевавшихся стихий.
Сцена убийства Дездемоны относится к вершинам любовной лирики всех времен и народов. Развернутая как в балете, эта сцена страсти-убийства длится бесконечно долго, но красота и сила ее таковы, что и смотреть ее хочется бесконечно. Владас Багдонас, сыграв Отелло, окончательно вошел в стан великих актеров ХХ века, а знаменитая прима-балерина Вильнюсского театра оперы и балета Эгле Шпокайте стала единственно возможной Дездемоной – страстной, красивой, смелой, влюбленной и оглушительно молодой.