Шестнадцатый Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова пройдет в Москве c 24 мая по 8 октября 2023 года. Программа по традиции будет состоять из Мировой серии, Московской программы, Региональной программы, Образовательной программы и ряда дополнительных мероприятий для широкого круга зрителей.
Билеты на спектакли Мировой серии появятся в продаже 24 октября 2022 года на официальном сайте фестиваля www.chekhovfest.ru.
В программу Мировой серии XVI Чеховского фестиваля включены 15 спектаклей разных жанров из 13 стран мира — Аргентины, Армении, Беларуси, Бразилии, Вьетнама, Индии, Казахстана, Китая, Кубы, Кыргызстана, Узбекистана, Чили и ЮАР.
Фестиваль откроется спектаклем «Дикое танго» Хермана Корнехо. Это танцевальное шоу будоражит чувства и воображение аргентинским колоритом, художественными инновациями, оригинальными костюмами, харизмой исполнителей и акробатикой, бросающей вызов гравитации. Компания Хермана Корнехо знакома российскому зрителю по спектаклю «Танго после заката», представленному в программе Чеховского фестиваля и Тихоокеанского фестиваля во Владивостоке в 2021 году.
В рамках Фестиваля состоится мировая премьера спектакля «Муму» по одноименному рассказу И.С. Тургенева — копродукция Театра на Таганке (Москва) и Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. Проект осуществит интернациональная постановочная команда. Над спектаклем работают: режиссер Нарине Григорян (Армения), художник Виктория Риедо-Оганесян (Армения), хореограф Юрий Костанян (Армения) и композитор Артем Ким (Узбекистан). В спектакле будут заняты артисты Театра на Таганке, роль Барыни исполнит Ирина Апексимова.
Еще одна знаковая копродукция — спектакль «Камень глупости» — совместный проект Республиканского театра белорусской драматургии (РТБД), Международной конфедерации театральных союзов, Регионального общественного фонда поддержки Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, в котором участвуют деятели театра из Беларуси и России. В команду проекта вошли драматург Константин Стешик (Беларусь), режиссер Дмитрий Зимин (Россия), художник Алена Игруша (Беларусь), композитор Александр Ситников (Россия) и артисты театра. Дмитрий Зимин, режиссер: «Этот спектакль — про иллюзорность смысла жизни и про человеческое одиночество внутри этой иллюзии. “Камень глупости” — история о том, насколько человеку нужен человек, тот, с кем не страшно оставаться собой». «Камень глупости» — второй совместный проект Международной конфедерации театральных союзов и Республиканского театра белорусской драматургии. Первой работой стал спектакль «Тихий шорох уходящих шагов» (2013), который и сегодня идет на сцене РТБД.
Тема театрального искусства на постсоветском пространстве будет продолжена выступлениями коллективов из Армении, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана — участников IV Молодежного театрального форума стран Содружества, Балтии и Грузии (2021, Ташкент, Узбекистан), который раз в три года проводит Международная конфедерация театральных союзов (МКТС) под эгидой и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС).
Яркий музыкальный спектакль «Кулагер» в постановке Фархада Молдагали представят артисты Государственного Академического театра для детей и юношества им. Г. Мусрепова (Казахстан) и музыканты этно-модерн-джаз группы Steppe Sons. Спектакль по одноименной поэме Ильяса Жансугурова посвящен поэту-песеннику XIX века Акану Серэ и его скакуну Кулагеру.
Спектакль «Гардения» по пьесе современного польского драматурга Эльжбеты Хованец в постановке Гора Маркаряна привезет на фестиваль Ереванский государственный русский драматический театр им. К. С. Станиславского (Армения). «Гардения» — это послание, адресованное сегодняшнему читателю, а затем и зрителю, — о роли женщины, вызовах, брошенных ей судьбой, и самопознании.
Сценическую версию знаменитой повести Чингиза Айтматова «Материнское поле», которую писатель посвятил своим родителям, покажут режиссер Нигора Гаибназарова и артисты Сырдарьинского областного театра музыкальной комедии (Узбекистан). Спектакль поднимает вопросы о человеческом предназначении, горе, счастье, мужестве и судьбе.
В программе также трогательный спектакль «Письма-самолетики» по мотивам произведений Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама» и «Мсье Ибрагим и цветы Корана» — о детстве, смерти, жизни и мечтах. В постановке участвуют — куклы и драматические актеры Государственного театра молодежи и юного зрителя им. Бакен Кыдыкеевой (Бишкек). В «Письмах-самолетиках» рассказывается о маленьком мальчике Артуре, который понимает, что скоро умрет. По совету санитарки, которая становится ему близким другом, ребенок начинает писать письма Богу и, сложив их в самолетик, пускать в больничное окно. Спектакль создан при поддержке Фонда «Помогать легко» и Союза деятелей театрального искусства Кыргызской Республики.
Впервые гостем Чеховского фестиваля станет индийский режиссер Раджат Капур, известный уникальной способностью делать комедии на основе мрачных и даже трагических сюжетов. Его спектакль «Макбет: что сделано, то сделано» по мотивам пьесы У. Шекспира «Макбет» поставлен в жанре клоунады и повествует о жадности, амбициях и чувстве вины, поэтому смех здесь звучит сквозь слезы. Постановка Капура — взгляд на мировую классику из другой части мира.
Настоящий подарок из Вьетнама преподнесет Театр Тханг Лонг — самый известный водный театр кукол. Кукольный театр на воде существует в этой стране уже более тысячи лет и считается шедевром вьетнамской и мировой культуры. Несмотря на почтенный возраст и все исторические перипетии, театру удалось сохраниться до наших дней в первозданном виде. Это — самобытное искусство, исполненное неповторимого очарования, и одновременно завораживающее зрелище, погружающее зрителей в атмосферу таинственности.
Балет и современный танец будут представлены в широком диапазоне стилей и форм. Так, впервые в программе Чеховского фестиваля покажут «Мален» — спектакль, в свое время признанный критиками лучшим чилийским танцевальным произведением. На языке мапуче слово malen означает молодых девушек, которые начинают изучать и перенимать знания предков от женщин старшего возраста. Именно этот диалог поколений выводит на сцену хореограф и танцор Рикардо Куракео Куриче, используя современный танец в исполнении шестнадцати танцовщиц в возрасте от десяти до семидесяти лет. «Мален» — реконструкция и попытка восстановить жизнь и культуру мапуче, показывая женщин и детей в качестве главных вдохновителей всякого действия и творчества.
Впервые гостем фестиваля станет труппа из ЮАР Вуяни Данс Компани. Придумывая свой спектакль «Сион: реквием по Болеро Равеля», южноафриканский хореограф Грегори Вуяни Макома, черпал вдохновение из двух источников. Гипнотическую магию обеспечило «Болеро» Мориса Равеля — самое успешное музыкальное сочинение XX века, в котором постановщик услышал аналогию ритуальным траурным ритмам своей родины. Другим источником стало творчество знаменитого южноафриканского писателя Закеса Мда. Первая часть названия постановки и главный персонаж — профессиональный плакальщик Толоки — заимствованы из его романа «Сион». Но вместо того, чтобы рассказывать историю, хореограф создает танцевальный реквием. Вселенная жадности и несправедливости превратила всех нас в профессиональных скорбящих. Но именно в скорби, считает Макома, у людей больше вероятности объединиться.
Одним из самых ожидаемых спектаклей программы является «Чайное заклинание» в постановке танцовщика и режиссера Чжао Ляна, который в Китае известен не только как один из пионеров современного танца, но и как хореограф, исследующий отношения между Небом, Землей и человечеством. На Западе он тоже известен — его зовут «пастырь с Востока». Чжао Лян ловко сочетает западный современный танец с восточной философией, психологией и эстетикой. Его работы сродни философскому путешествию, где танец — лишь средство.
Также в программе — «Кармина Бурана» — одно из самых знаменитых симфонических произведений всех времен, которое долгое время являлось соблазном для хореографов. Кубинский танцовщик и балетмейстер Джордж Сеспедес вместе с артистами Театра современного балета Кубы задумал и осуществил постановку для танцевального коллектива. Сложная и многоплановая структура хореографии превращает спектакль в красочное, масштабное шоу, где гармонично сочетаются музыка, визуальная проекция и движение. В спектакле примут участие российские художественные коллективы: Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Минин-хор, Детский хор «Весна», а также российские солисты Ярослав Абаимов, Мария Буйносова и Павел Янковский.
Продолжит программу спектакль «В Москву! Палимпсест», родившийся из желания, которое хотя бы раз в жизни испытывал, наверное, каждый из нас: стереть и переписать прошлое. Взяв за отправную точку классику — «Трех сестер» А.П. Чехова, компания «Сетор де Ареас Исоладас» из Бразилии создала палимпсест, буквально — старый пергамент, текст которого был соскоблен, чтобы освободить место для нового, который, в итоге, хранит следы написанного прежде. В теплом диалоге между театром и музыкой четыре актрисы и два музыканта приступают к сочинению своей версии драмы.
Завершающим аккордом программы станет современный балет театра Сан-Мартин из Аргентины. Из великолепного сочинения Густава Малера «Песнь о земле» знаменитый аргентинский хореограф Маурисио Вайнрот создал произведение, которое заслуживает быть вписанным в анналы неоклассического балета. Постановка с интересным развитием, сочетающим мощные групповые картины с поэтическими сценами, стала попыткой выразить в танцевальных движениях глубокий смысл, который Малер вкладывает в свою музыку и стихи, выбранные для этих песен.