Купить билеты Eng
Валерий Иванович Шадрин о тридцатилетии Чеховского фестиваля

Валерий Иванович Шадрин о тридцатилетии Чеховского фестиваля

В октябре 2022 года Международному театральному фестивалю им. А.П. Чехова исполняется 30 лет.
Конечно, по сравнению с Авиньоном и Эдинбургом, которым в 2022 «стукнуло» по 75, Чеховский фестиваль еще молод, но нужно признать, что за эти годы ему удалось заработать имя и авторитет, наладить дружеские и творческие связи, а главное – накопить огромный опыт. Путь был трудный, но азартный и честный.

По традиции, днем рождения Чеховфеста считается 4 октября 1992 года, когда поднялся первый занавес первого фестивального представления – спектакля «Коварство и любовь» санкт-петербургского БДТ в постановке Темура Чхеидзе. На самом же деле, Чеховский фестиваль не был, как говорится, «продуктом 90-х».

Все началось в 1986. К тому времени было очевидно, что самой театральной стране и одной из признанных театральных столиц мира нужен свой масштабный международный театральный форум. «Давнюю мечту многих поколений работников театра – проводить в Москве всемирный театральный фестиваль» озвучил на Первом учредительном съезде Союза театральных деятелей СССР народный артист СССР Кирилл Лавров.

Для того, чтобы праздник состоялся, понадобилось шесть лет работы. Десятки мероприятий, проводимых СТД в эти годы, были своеобразной подготовкой: Дни театра ФРГ в Москве и Дни театров Москвы в Мюнхене, Сезон советского театра во Франции и Сезон французского театра в СССР, Три дня в Москве с Питером Бруком, Фестиваль итальянского театрального искусства и огромное количество гастролей, встреч, выставок и конференций на всем пространстве СССР и за рубежом. К моменту открытия фестиваля было совершенно ясно, что интерес театралов всего мира друг к другу искренен и взаимен, потребность в общении огромна, культура нашей страны – неотъемлемая и важная часть культуры мировой.

Первая же программа доказала, что название выбрали правильно и фестиваль может быть только Чеховским. Сразу три версии «Вишневого сада» в постановке Петера Штайна, Отомара Крейчи и Андрея Щербана еще раз показали, что пьесы Чехова остаются камертоном театральной вселенной новейшего времени – чеховским репертуаром современные режиссеры и исполнители стабильно проверяют себя на прочность.

Первоначально решили формировать новую программу каждые четыре года. Но уже к третьему фестивалю Чеховский вошел в режим биеннале. Вместе со всей страной Чеховфест переживал разные времена, но есть простая арифметика: за прошедшие тридцать лет состоялось пятнадцать фестивалей (не считая гастрольных проектов и программ, посвященных различным событиям и датам), а это значит, что ни разу Чеховский не спасовал перед трудностями и не обманул ожидания своего зрителя.

Конечно, без участия государства наша миссия была бы практически невыполнимой. Мы благодарны Министерству культуры Российской Федерации и Департаменту культуры города Москвы за поддержку нашей деятельности и веру в наши силы.

Своим девизом Чеховский фестиваль сделал слова великого итальянского режиссера Джорджо Стрелера: «Театр – для людей». Однако, мы никогда не руководствовались исключительно желанием угодить публике, равно как и коммерческой выгодой. С самого начала и по сей день мы предлагаем зрителю только то, что считаем интересным, необычным, ярким, иногда даже революционным, видя свою задачу не cтолько в развлечении, сколько в просвещении. Мы держим в поле зрения весь театральный мир во всем жанровом разнообразии.

Не объявляя конкурсов и не вручая призов, не деля зрителей на профессионалов и любителей, Чеховский фестиваль регулярно совершал открытия, представляя широкой российской публике как признанных во всем мире мастеров, так и новые имена: Ариан Мнушкина, Питер Брук, Джорджо Стрелер, Петер Штайн, Пина Бауш, Кристоф Марталер, Хайнер Гёббельс, Тадаси Судзуки, Деклан Доннеллан, Филипп Жанти, Мэтью Боурн, Начо Дуато, Джеймс Тьере, Ромео Кастеллуччи, Франк Касторф, Саймон МакБерни, Даниэле Финци Паска, Робер Лепаж, Роберт Уилсон, ЛИН Хвай-мин, Матс Эк, Сильви Гиллем, Сатоси Мияги, Акрам Хан и десятки других. В общей сложности в программах Чеховского фестиваля на данный момент приняли участие 437 постановщиков из 54 стран мира. Начав с Европы и стран бывшего СССР, форум стремительно расширял свою географию, и уже очень скоро работал с коллективами из Азии, Латинской и Северной Америки, со временем добравшись до Африки и Австралии. Тридцать лет Чеховский фестиваль доказывает своими программами, что не существует «театральных» и «нетеатральных» стран и регионов, потому что театр гораздо шире и разнообразнее всякого о нем представления.

Пройдя через горнило пандемии в 2020-2021, соблюдая необходимые ограничения, мы сумели подготовить и провести два фестиваля – Чеховский в Москве и Тихоокеанский во Владивостоке. Это была нелегкая работа, но она подарила бесценный опыт, который очень помогает нам сегодня.

Театр не может изменить мир, но он способен поддержать людей своей уникальной творческой энергией, дать им силы и веру в будущее, потому что театр – всегда праздник. Благодарность зрителей, приходящих на наш фестиваль, их искренние, неподдельные эмоции и аплодисменты, без сомнения, стоят всех усилий.