С 20 сентября по 6 октября 2024 года во Владивостоке пройдет Третий Международный Тихоокеанский театральный фестиваль. Программа отражает многообразие культурных и театральных традиций и нацелена на укрепление международного культурно-гуманитарного сотрудничества. В афишу вошли 11 спектаклей разных жанров, созданных театральными деятелями из Аргентины, Армении, Беларуси, Бразилии, Германии, Индии, Канады, Китая, России и Японии. Неизведанные грани мирового театра: пластическая визуализация шедевра пейзажной живописи с тысячелетней историей, китайский взгляд на французскую классику, дикие самураи из Страны восходящего солнца, аргентинское танго в воздухе, индийская стендап-комедия, российско-канадско-германский эксперимент на стыке жанров «Реверс», бразильская драма, современная трактовка сюжета средневековой легенды об извлечении «камня глупости» в совместном белорусско-российском проекте, громкая премьера Театра Наций 2024 года — спектакль «Друзья» в постановке японского режиссера, кукольный спектакль, озвученный звездным составом, а также спектакль-концерт в исполнении Евгения Миронова и Марины Александровой — все это и многое другое увидят зрители во Владивостоке. Билеты на спектакли можно приобрести на официальном сайте: www.pacificfest.ru.
20 и 21 сентября Фестиваль откроет удивительная по красоте постановка «Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа», вдохновленная известной картиной «Панорама рек и гор» китайского художника времен династии Сун (X–XIII века). Уникальный 11-метровый свиток — шедевр традиционной китайской пейзажной живописи, история которой насчитывает почти тысячу лет. Благодаря отточенному хореографическому мастерству и сложным декорациям, включающим вращающуюся сцену, легендарное полотно буквально оживет на глазах зрителей. Кропотливая работа над созданием масштабной постановки, в которой задействованы более 40 танцоров, заняла у Группы восточных исполнительских искусств больше года и, без преувеличения, является культурным достоянием Поднебесной.
21 и 22 сентября удивительный подарок из Японии преподнесет всемирно известная группа барабанщиков тайко «Нобуси». Уже само название обещает многое, ведь «тайко» в переводе означает «большой барабан», а nobushi — это «дикие самураи». Энергичные и красочные выступления посвящены японским богам, Будде, проникнуты духом самурайской эпохи. Все композиции коллектива являются авторскими. Их самобытный и неповторимый стиль любят во многих странах — этой технике не учат в музыкальных школах, она уникальна так же, как и сами «Нобуси». Мастерство игры на ударных инструментах передается из поколения в поколение жителями небольшого города в префектуре Фукуока, расположенной на северном побережье острова Кюсю. Подлинная культурная почва родила и взрастила выдающихся исполнителей: большинство музыкантов занимаются игрой на барабанах с раннего возраста. В течение года коллектив дает не менее 80 концертов по всему миру. Вход будет свободным для всех желающих!
24 и 25 сентября Национальный театр Китая покажет свое прочтение пьесы французского драматурга Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Объединяя европейскую актерскую школу с пленительной китайской оперой, сочетая традиции Востока и Запада, режиссер постановки Дин Итэн, на родине снискавший славу «самого популярного молодого режиссера-новатора», расскажет знаменитую историю отважного воина и одаренного поэта, храброго в битвах, но робкого в любви.
27 и 28 сентября невероятное зрелище представит на Фестивале Компания воздушного современного танца Бренды Анхьель из Буэнос-Айреса. В постановке «8осемь» знаменитое аргентинское танго переплетается с другими ритмами и стилями. Парящие не на паркете, а в воздухе актеры завораживают изяществом и чувственностью танца. И все это происходит под живое музыкальное сопровождение. За плечами коллектива — мировые турне, международные фестивали, многотысячные стадионы. Воздушные танцовщики уже удивили и покорили миллионы зрителей в разных уголках земного шара.
29 сентября программу продолжит моноспектакль «Ничего похожего на Лира». Индийский режиссер Раджат Капур, обладающий уникальным талантом делать комедии на основе мрачных сюжетов, в свойственной ему манере переосмысливает пьесу Уильяма Шекспира — трагический Лир предстает перед зрителями в образе… клоуна. Единственное действующее лицо — известный болливудский актер Винай Патхак в роли Лира — почти два часа держит зал в напряжении: начинаясь как стендап-комедия, история постепенно трансформируется в драму.
29 и 30 сентября эксперимент на стыке жанров «Реверс» представит Московский театр мюзикла. В спектакле великолепная драматическая игра актеров соединяется с отточенной хореографией и трюками на грани человеческих возможностей. Оказавшись в замкнутом пространстве, пятнадцать героев расскажут историю о борьбе человека с внешними обстоятельствами и с самим собой, о самых низких и самых прекрасных проявлениях, которые обнажаются только в экстремальных ситуациях, и наконец — о главном выборе, который хотя бы раз в жизни встает перед каждым человеком. Над спектаклем работала международная команда. Режиссеры Андрей Кольцов и Ирина Дрожжина вместе с хореографом Деброй Браун (Канада) и художником по свету Иоахимом Бартом (Германия) создали сверхнасыщенное динамичное действо, которое не вписывается в рамки ни одного существующего театрального жанра.
1 и 2 октября в программе — знаковая копродукция: спектакль «Камень глупости» белорусского драматурга Константина Стешика, совместный проект Республиканского театра белорусской драматургии, Международной конфедерации театральных союзов и Регионального общественного фонда поддержки Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. Современная трактовка сюжета средневековой легенды: из головы доверчивого пациента мошенник, прикинувшийся доктором, достает «камень», который якобы мешал ему жить. Спектакль о поиске смысла жизни, мечтах и крахе иллюзий, когда они сталкиваются с реальностью.
2 и 3 октября программу продолжит спектакль Государственного театра наций «Друзья», поставленный японским режиссером Мотои Миурой по одноименной пьесе его соотечественника, авангардиста Кобо Абэ. В основе сюжета — странная ситуация: в квартире молодого мужчины внезапно поселяется целое семейство из восьми человек. Прикрываясь самыми добрыми намерениями, они проникают во все сферы его жизни — начинают распоряжаться квартирой, зарплатой, личными отношениями, а затем и физической свободой. «Наш спектакль о том, как быстро современное общество может лишить человека собственной идентичности, убить в нем веру в себя», — говорит Мотои Миура. Пьеса, созданная в духе западноевропейского абсурда, по-особенному раскрывается в спектакле, где японская национальная культура «встречается» с русским психологическим театром.
4 и 5 октября театральная компания «Армазем» из Бразилии представит смелое и оригинальное прочтение блестящего романа классика бразильской литературы Машаду де Ассиса «Посмертные записки Браса Кубаса» (или — в других переводах — «Записки с того света»). Авторы спектакля превратили сложный психологический реализм книги в захватывающее сценическое действо, в котором герой-покойник Брас Кубас делится с миром историей своей жизни, начиная с… момента кончины. Сценография, свет, живая музыка — все вместе создает запоминающуюся атмосферу, переносящую зрителей в XIX век. Знаковой постановкой «Брас Кубас» компания «Армазем» отметила свое 35-летие.
5 и 6 октября гости Тихоокеанского фестиваля смогут посмотреть первую кукольную постановку Государственного театра наций, главным героем которой стал фольклорный персонаж мусульманского Востока Ходжа Насреддин. О похождениях знаменитого философа и плута рассказывает его верный помощник — ишак. Приключенческий сюжет увлечет и детей, и взрослых. Куклы говорят узнаваемыми голосами любимых актеров: Евгения Миронова, Константина Хабенского, Виктора Вержбицкого, Игоря Золотовицкого, Елизаветы Боярской и Инги Оболдиной. Спектакль создан в эстетике старого черно-белого кино, но как будто раскрашен колоритом, настроением, мудростью Востока. «Ходжа Насреддин» — лауреат премии «Золотая маска» (2022) как лучший спектакль театра кукол.
5 и 6 октября, в год празднования 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, завершающим аккордом программы станет спектакль-концерт «Онегин. Лирические отступления», подлинная феерия музыки и поэзии. Со сцены не просто прозвучат фрагменты величайшего пушкинского произведения — талантливые актеры современности будут менять образы: Евгений Миронов читает за автора и за Онегина, Марина Александрова — за Татьяну и за Ленского. Особая роль в спектакле-концерте принадлежит музыке: Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра исполнит фрагменты из опер и балетов П.И. Чайковского, произведения М.П. Мусоргского, С.В. Рахманинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна. И все это придумала и осуществила Марина Брусникина, решившая повнимательнее присмотреться к «лирическим отступлениям» в романе: о жизни, любви, дружбе и творчестве.
Спектакли фестивальной программы пройдут на площадках Приморской сцены Мариинского театра (Большой зал, Малый зал), Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького и Приморского краевого драматического театра молодежи.
ПРИВЕТСТВИЯ
организаторам, участникам, гостям и зрителям
Третьего Международного Тихоокеанского театрального фестиваля
Владимир Путин, Президент Российской Федерации
Дорогие друзья!
Рад приветствовать вас во Владивостоке, на Международном Тихоокеанском театральном фестивале.
Ваш фестиваль по праву считается большим и по-настоящему праздничным событием в культурной жизни российского Дальнего Востока, всей страны. Объединяя на своих площадках ярких, талантливых представителей творческих профессий из России и Аргентины, Армении и Беларуси, Бразилии и Германии, Индии и Канады, Китая и Японии, он создаёт особую, вдохновляющую атмосферу, дарит жителям и гостям столицы Приморья радость встречи с высоким искусством. И конечно, фестиваль вносит значимый вклад в развитие международного гуманитарного сотрудничества, способствует успешной реализации совместных проектов, укреплению доверия и взаимопонимания между людьми.
Уверен, что богатая программа форума, представленная самыми разными театральными жанрами, школами и традициями, в полной мере оправдает ожидания публики, оставит добрые, незабываемые впечатления.
Желаю вам всего наилучшего.
Ольга Любимова, министр культуры Российской Федерации
Дорогие друзья!
От имени Министерства культуры Российской Федерации приветствую вас на Третьем Международном Тихоокеанском театральном фестивале.
Жители и гости Приморья, не выезжая за пределы края, смогут соприкоснуться с многообразной культурной палитрой стран Тихоокеанского региона и познакомиться с самобытным театральным творчеством из разных уголков мира.
Зрители во Владивостоке увидят спектакли самых разных жанров, созданные театральными деятелями из Аргентины, Армении, Беларуси, Бразилии, Германии, Индии, Канады, Китая, России и Японии. Под эгидой Фестиваля пройдут мастер-классы российских и зарубежных режиссеров, актеров, хореографов, лекции и тренинги ведущих специалистов в области современного театра. Уверена, насыщенная программа никого не оставит
равнодушным.
Искренне желаю Международному Тихоокеанскому театральному фестивалю захватывающих выступлений и творческого процветания, а гостям – ярких и незабываемых впечатлений!
Олег Кожемяко, губернатор Приморского края
Дорогие гости, участники и организаторы Третьего Международного Тихоокеанского театрального фестиваля! Сердечно приветствую вас на гостеприимной приморской земле.
Вот уже в третий раз Владивосток становится местом радостной встречи для всех, кто любит театр, чтит его великие традиции, многообразие форм, неутомимые поиски и творческие находки.
Тихоокеанский фестиваль – значимое, масштабное мероприятие в рамках государственной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, которая реализуется при поддержке Президента России Владимира Путина. Благодаря усилиям руководителя проекта – народного артиста России Евгения Миронова, фестиваль стал новой визитной карточкой культурной жизни Приморья.
За два года мероприятие посетили 30 тысяч человек – жителей и
гостей Приморья. Несмотря на сложную международную обстановку,
нам удавалось собрать насыщенную афишу с коллективами из Китая,
Бразилии, Вьетнама, Кубы, ЮАР и других стран.
В этом году за 17 дней фестиваля ценители театрального искусства увидят драматические, кукольные, хореографические спектакли, уличный театр и даже эксперимент на стыке жанров.
Составляя программу, организаторы уделили внимание статусу Владивостока – Молодежной столицы России. Несколько постановок, а также образовательная программа адресованы, прежде всего, молодой аудитории.
Нас вновь ждет настоящий театральный праздник. От души желаю участникам и организаторам вдохновения и созидания, а зрителям – удивительных открытий и ярких впечатлений.
Евгений Миронов, руководитель Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке,
художественный руководитель Государственного театра Наций, народный артист России
Международный Тихоокеанский театральный фестиваль — важная часть государственной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, которую поддержал президент России В.В. Путин. Фестиваль стал значительным событием не только для Владивостока, но и для страны в целом, потому что здесь, у нашей восточной границы обнаружился грандиозный потенциал для культурного обмена. В программе фестиваля участвуют коллективы не только из стран Тихоокеанского региона, но и других государств — в этом году свои проекты представят Россия, Китай, Индия, Аргентина, Бразилия, Беларусь. Это позволит нам не только показать дальневосточному зрителю лучшие образцы современного театрального искусства, но и внести вклад в развитие отношений России с мировым культурным сообществом. Помимо этих двух миссий Международным Тихоокеанским театральным фестивалем реализуется обширная образовательная программа, которая дает возможность посещать лекции, мастер-классы, обмениваться опытом с зарубежными коллегами и создавать новый продукт, в том числе, для следующих фестивалей. Эта работа — на долгосрочную перспективу, и я рад, что фестиваль во Владивостоке проходит уже третий раз, что он имеет широкий отклик, как у зрителей, так и у профессионалов, и что он стал неотъемлемой частью международного культурного обмена.
Карина Цатурова, руководитель Международного Тихоокеанского театрального фестиваля,
генеральный директор Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
Притягательность Международного Тихоокеанского театрального фестиваля во многом определяется его главной задачей — ближе познакомить зрителей Дальнего Востока с яркими постановками стран Тихоокеанского региона и других стран мира. Программа отражает многообразие культурных и театральных традиций и нацелена на укрепление международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Международный Тихоокеанский театральный фестиваль — свидетельство открытого характера российской культуры, силы ее классических традиций и восприимчивости к новым творческим поискам. Международный Тихоокеанский театральный фестиваль молод, но уже обрел свою аудиторию и стал ожидаемым событием в регионе. Уверена, что Третий Международный Тихоокеанский театральный фестиваль пройдет с успехом и запомнится как зрителям, так и участникам, как настоящий праздник искусства, полный ярких впечатлений! Мы благодарны Министерству культуры за то, что они, понимая важность проведения Фестиваля, оказывают ему необходимую поддержку. Отдельная благодарность нашим партнерам, спонсорам, друзьям и, конечно, неизменному генеральному партнеру — Первому каналу, а также спонсору Фестиваля этого года — Банку ВТБ».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В рамках Международного Тихоокеанского театрального фестиваля широко представлена Образовательная программа, которая включает лекции и мастер-классы российских и зарубежных режиссеров, курсы по вокалу, фехтованию и актерскому мастерству. Ярким событием станет премьера студенческого спектакля «Балаганчик» по пьесе Александра Блока, поставленного в Лаборатории Акопа Казанчяна, главного режиссера Ереванского государственного театра музыкальной комедии им. А. Пароняна, председателя Союза театральных деятелей Армении. Событием станет и встреча с Анатолием Васильевым — режиссером, чье имя известно во всем мире, а спектакли «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо» открыли для зрителей новые вехи в отечественном театральном искусстве.
Педагогический состав представлен известными режиссерами, театроведами, среди которых:
- Бренда Анхьель (Аргентина) — создатель и художественный руководитель Компании воздушного современного танца;
- Анастасия Василевич — театровед, драматург, руководитель Центра белорусской драматургии и редактор театрального отдела журнала «Мастацтва» (Минск);
- Анатолий Васильев — режиссер, создатель собственной театральной системы и театра «Школа драматического искусства» (Москва);
- Дмитрий Иванов — актер, режиссер, старший преподаватель дисциплин «Сценическое движение», «Сценическое фехтование» в ГИТИСе. Проведет интенсивный курс по фехтованию для студентов Дальневосточного государственного института искусств;
- Дин Итэн (Китай) — режиссер;
- Акоп Казанчян (Армения) — главный режиссер Ереванского государственного театра музыкальной комедии им. А. Пароняна, руководитель армянского отделения Международного института театра (ЮНЕСКО);
- Раджат Капур (Индия) — режиссер театра и кино;
- Мотои Миура (Япония) — режиссер, художественный руководитель театра «Читэн»;
- Паулу де Мораэс (Бразилия) — основатель Театральной компании «Армазем»;
- Татьяна Морозова — актриса, художник, педагог. Проведет интенсивный курс по актерскому мастерству для студентов Дальневосточного государственного института искусств;
- Екатерина Новикова — культуролог, искусствовед, востоковед;
- Глеб Ситковский — театровед, театральный критик, журналист;
- Наталья Табачникова — театровед, театральный критик, руководитель крупных международных проектов, пресс-атташе и соавтор Вячеслава Полунина в его литературных работах;
- Сэсэг Хапсасова — актриса. Проведет интенсивный курс «Вокал в драматическом театре» для студентов Дальневосточного государственного института искусств.
- Вероника Ярмолинская — доктор искусствоведения, профессор, заведующей отделом театрального искусства Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси.
Международный Тихоокеанский театральный фестиваль (Тихоокеанский фестиваль) проходит в уникальном месте, где западная культура «встречается» с восточной. В числе его важнейших задач — способствовать формированию статуса Владивостока как одной из культурных столиц региона и России.
Тихоокеанский фестиваль — значимое, масштабное мероприятие в рамках государственной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, которая стартовала в 2019 году. Ее инициатором выступили Государственный театр наций и его художественный руководитель Евгений Миронов. Проект Программы был поддержан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Творческую концепцию разработал Валерий Иванович Шадрин, на протяжении тридцати лет возглавлявший Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова. Она заключается прежде всего в просветительской миссии — зрители, не выезжая за пределы Приморья, могут соприкоснуться с многообразной культурной палитрой стран Тихоокеанского региона и познакомиться с самобытными деятелями театра из разных уголков мира.
Первый фестиваль организовывался и проводился в сложных условиях пандемии. Несмотря на это в столицу Приморья приехали участники из Аргентины, Армении, Грузии, Испании, Швейцарии, Южной Кореи, Японии. Итоги показали невероятный успех — билеты были распроданы за считанные дни. А мероприятия Фестиваля посетило более 12 000 зрителей.
Второй Тихоокеанский фестиваль был посвящен памяти В.И. Шадрина, который ушел из жизни в декабре 2022 года. Подготовленная им программа была успешно реализована организаторами. Вопреки уже новым вызовам времени удалось собрать интересную, насыщенную афишу с коллективами из Бразилии, Вьетнама, Китая, Кубы, ЮАР и других стран. Количество зрителей превысило 18 000.
Осенью 2024 года Владивосток вновь станет местом международного культурного притяжения. Программа Третьего Тихоокеанского фестиваля разработана Международным театральным фестивалем им. А.П. Чехова при непосредственном участии Государственного театра наций. В нее вошли спектакли разных жанров, созданные театральными деятелями из Аргентины, Армении, Беларуси, Бразилии, Германии, Индии, Канады, Китая, России и Японии. Особое место в афише занимают китайские коллективы, поскольку 2024–2025 годы объявлены перекрестными Годами культуры России и Китая. Особое внимание будет уделено статусу Владивостока — как «молодежной столицы России». В программу включено несколько постановок, адресованных прежде всего молодой аудитории. Традиционно в рамках Фестиваля пройдут мастер-классы российских и зарубежных режиссеров, актеров, хореографов, лекции и тренинги ведущих специалистов в области современного театра.
Международный Тихоокеанский театральный фестиваль молод, но уже обрел свою аудиторию и стал ожидаемым событием в регионе. Для него важно продолжать знакомство зрителей с многообразием современного театрального искусства, а также способствовать укреплению имиджа России как страны, открытой для дальнейшего развития международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Тихоокеанский фестиваль во Владивостоке видит в этом свою миссию.
Фестиваль проводится во Владивостоке при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Приморского края.
Организаторы Фестиваля: Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова при участии Государственного театра наций.
Генеральный партнер: Первый канал.
Спонсор: Банк ВТБ.
Региональный информационный партнер: Телеканал «ОТВ-Прим».
Билетный партнер: kassy.ru.
Партнеры Образовательной программы: Дальневосточный государственный институт искусств, Пушкинский театр Дальневосточного федерального университета и Федеральный центр гуманитарных практик.
Информационная поддержка: Телеканал «Россия 1. Приморье», информационное агентство PrimaMedia, интернет-порталы «Культура.РФ» и «Культурное Приморье», Радио Monte Carlo, Журнал [OFF] и информационная система «Цифровое Приморье».
Партнер: Вода Slavda