28 июня 2024 года в Московском доме национальностей состоялась Международная конференция «Россия — Китай в современном мире: экономика, культура, наука и образование», посвященная 75-летию установления дипломатических отношений между Китаем и Россией. Мероприятие было организованно Российско-Китайской Палатой.
В рамках круглого стола «Евразийский диалог культур и цивилизаций. Перекрестные Годы культуры России и Китая» Карина Сергеевна Цатурова, генеральный директор Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, руководитель Международного Тихоокеанского театрального фестиваля, рассказала о деятельности Фестиваля, его организаторах, партнерах, создателях и целях, а также о том, что особое место в афише этого года занимают китайские коллективы, поскольку 2024–2025 годы объявлены перекрестными Годами культуры России и Китая.
Так, уже этой осенью Третий Международный Тихоокеанский театральный фестиваль, который пройдет во Владивостоке в рамках государственной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, откроет удивительная по красоте постановка «Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа», вдохновленная известной картиной «Панорама рек и гор» китайского художника времен династии Сун (X–XIII века). Уникальный 11-метровый свиток — шедевр традиционной китайской пейзажной живописи, история которой насчитывает почти тысячу лет. Благодаря отточенному хореографическому мастерству и сложным декорациям, включающим вращающуюся сцену, легендарное полотно буквально оживет на глазах зрителей. Больше года заняла у Группы восточных исполнительских искусств кропотливая работа над созданием масштабной постановки, в которой задействовано более 40 танцоров и которая, без преувеличения, является культурным достоянием Поднебесной. Также в рамках Фестиваля Национальный театр Китая покажет свое прочтение пьесы французского драматурга Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Объединяя европейскую актерскую школу с пленительной китайской оперой, сочетая традиции Востока и Запада, режиссер постановки Дин Йитен, на родине снискавший славу «самого популярного молодого режиссера-новатора», расскажет знаменитую историю отважного воина и одаренного поэта, храброго в битвах, но робкого в любви.
Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова состоится в Москве летом 2025 года. В обширную программу также планируется включить спектакли из Китая. Знаковым событием станет показ спектакля «Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа» в постановке Чжоу Лия и Хань Чжень. Планируется, что показы пройдут 23 и 24 мая в Государственном Кремлевском Дворце.
Культурно-гуманитарный диалог между Китаем и Россией в рамках Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
В 2001 году во время III Всемирной театральной Олимпиады, которая проходила в Москве совместно с IV Чеховским фестивалем, публика увидела яркое и впечатляющее зрелище на Тверской улице — Восточный Карнавал из Китая. И, разумеется, знаменитых китайских драконов, олицетворяющих восточную карнавальную традицию.
Чеховский фестиваль представлял в Китае свои спектакли: в 2017 году в Пекине была показана «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, в 2012-м — «Буря» У. Шекспира в постановке Деклана Доннеллана, в 2007-м в Гонконге — «Борис Годунов» А.С. Пушкина в постановке Деклана Доннеллана, в 2004-м в Гонконге — «Гамлет» в постановке Петера Штайна. Эти спектакли, созданные английским и немецким режиссерами с русскими актерами, вызвали большой интерес у китайских зрителей.
В 2005 году в Экспериментальной и Молодежной частях программы VI Чеховского фестиваля был представлен первый российско-китайский театральный проект — спектакль «Прекрасное время» Чжао Йаомина. Это копродукция Чеховского фестиваля и Шанхайского центра драматического искусства в постановке российского режиссера Николая Дручека — ученика П.Н. Фоменко. С китайскими актерами работали художник Эмиль Капелюш, композитор Александр Бакши, педагог по вокалу Лио Йилон.
В 2011 году на X Чеховском фестивале зрители Москвы имели возможность познакомиться с китайской драмой. Главная труппа Китая, Пекинский народный художественный театр, созданный в 1952 году по образцу Московского художественного театра, представил «Грозу». Китайский драматург Цао Юй в 1934 году написал пьесу «Гроза» — о борьбе против феодальных нравов в семье, конфуцианского домостроя. В репертуаре Пекинского народного художественного театра она идет со дня его основания. Привезенный в Москву спектакль — уже третья редакция, премьера была приурочена к семидесятой годовщине публикации драмы и пятидесятилетию со дня ее первой постановки на сцене ПНХТ. Многие из актеров, которые были заняты в спектакле раньше, и те, кто играют в нем сейчас, считают пьесу «неисчерпаемой». Они убеждены, что появятся ее новые сценические воплощения и новые возможности передать культурное наследие следующим поколениям. В Китае полагают, что именно с Цао Юйя начинается китайский драматический театр, и многие считают его создателем китайской «новой драмы». Постановка пользуется успехом — в Поднебесной привыкли к другим представлениям, и этот спектакль стал новой страницей в истории китайского театра.
В 2013 году китайские режиссеры приняли участие в Лаборатории молодых режиссеров в рамках Образовательной программы XI Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.
Не прошло и двух лет, как китайский акцент снова был услышан на Чеховском фестивале. В 2015 году Центр культурного развития Оперы Мин в Фучжоу привез в Москву спектакль «Женщины-генералы семьи Ян». Его фрагменты зрители видели в Сингапуре, Японии, Малайзии и Франции. Полностью трехчасовое действо театр впервые решился показать в России. «Мы не стали адаптировать спектакль под европейского зрителя, мы хотим показать подлинную китайскую культуру. Сюжет пьесы — не более чем легенда, но в ее основе — реальная война XII века между китайскими династиями. Мы дорожим своей историей и хотим ею поделиться» — таково видение режиссера-постановщика спектакля Цзянь Бин Чжана. Создатели спектакля, безусловно, волновались, как будет воспринято исполнение этой оперы в Москве. Труппа Фучжоуской оперы — одна из самых старинных (ей более 200 лет) и сильных в Китае. Ее актеры должны владеть искусством пения, пантомимы, акробатики, ушу, играть на старинных китайских музыкальных инструментах, быть выносливыми — все в лучших традициях китайской оперы. В этом могли убедиться зрители незабываемых представлений в Москве.
В 2019 году исполнилось 70 лет со дня образования Китайской Народной Республики и установлению дипломатических отношений между нашими странами. Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина, 2019 год в России был объявлен Годом театра. Учитывая многолетнее плодотворное сотрудничество и прочные культурные связи Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова с китайскими коллегами, в рамках XIV Чеховского фестиваля российскому зрителю был показан специальный блок спектаклей под названием «Китайский театр — почетный гость Чеховского фестиваля». Впервые на МТФ им. А.П. Чехова современное театральное искусство Китая было представлено столь широко и многообразно — в программу были включены опера Куньцюй, классический и современный танец, драматическое искусство и современное акробатическое шоу в исполнении лучших театральных коллективов из КНР. Открыла программу опера «Пионовая беседка», которую Шанхайский центр оперы Куньцюй представил на открытом воздухе — в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород». Продолжил программу спектакль Шанхайского балета «Эхо вечности» по древнекитайской легенде о роковой любви императора к наложнице в постановке Патрика де Бана. Один из самых знаменитых актеров Азии, сценарист, режиссер, постановщик трюков и боевых сцен Джеки Чан и его труппа «Лон Юнь Кунг-Фу» показали спектакль «11 воинов», в котором танцоры и атлеты демонстрировали прыжки, полеты и другие трюки боевых искусств. Российские зрители также впервые увидели Театр танца ТАО — одну из самых интересных и перспективных танцевальных трупп Китая. Национальный театр Китая (Пекин) представил на Фестивале спектакль «Принц Лань Лин» — современное прочтение старинной легенды о великом генерале эпохи Северной династии Ци. В рамках программы всем желающим была доступна уличная фотовыставка, посвященная современному китайскому театру и истории выступлений китайских коллективов на Чеховском фестивале. На ней демонстрировались фотографии из архива Фестиваля.
В 2021 году спектакль «Чайное заклинание» в постановке известного китайского хореографа Чжао Ляна, навеянный созерцанием древнего чайного сервиза, обнаруженного при раскопках в храме времен империи Тан, оказался настоящим открытием для зрителей XVI Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.
В 2024 году, в Год культуры России и Китая, Чеховский фестиваль представил этот знаковый спектакль в Екатеринбурге — в рамках Региональной программы.
Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова проводится при поддержке Правительства Российской Федерации, Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы.
Генеральный партнер Фестиваля — Первый канал.
Фестиваль поддерживают посольства зарубежных стран, театры которых участвуют в его программах, а также культурные центры и организации зарубежных стран.
Информационная поддержка — Телеканал «Россия-Культура».