О Программе 2025

XVII Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова пройдет в Москве с 23 мая по 25 июля 2025 года. Программа Мировой серии состоит из 14 спектаклей разных жанров из 12 стран мира — Аргентины, Армении, Бахрейна, Бразилии, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Колумбии, Ливана, Франции и ЮАР.

Неизведанные грани театра: ожившие в танце великие полотна в постановках из Китая и Колумбии, новое прочтение русской классики в спектаклях из Бразилии и Армении, саундрама c элементами боевых искусств из Казахстана, аутентичное африканское пение, глубоко укорененное в верованиях предков, и современная хореография из ЮАР, острая психологическая драма из Бахрейна, смелый взгляд на произведения Шекспира из Индии и Аргентины, философская кукольная опера из Ирана и магия арабских сказок из Ливана — все это и многое другое увидят зрители Чеховского фестиваля.

Площадками станут Государственный Кремлевский Дворец, Московский театр юного зрителя, Московский драматический театр им. А.С. Пушкина, Театр «Школа драматического искусства», Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой, Государственный академический театр им. Моссовета, Зал Зарядье, Московский театр Et Cetera и Государственный академический Большой театр России (Новая сцена).

Информация о Московской, Региональной и Образовательной программах будет объявлена дополнительно.

23, 24 мая на сцене Государственного Кремлевского Дворца Фестиваль откроет масштабная и удивительная по красоте постановка «Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа», вдохновленная известной картиной «Панорама рек и гор» китайского художника времен династии Сун (X–XIII века). Уникальный 11-метровый свиток — шедевр традиционной китайской пейзажной живописи, история которой насчитывает почти тысячу лет. Благодаря отточенному хореографическому мастерству и сложным декорациям, включающим вращающуюся сцену, легендарное полотно буквально оживет на глазах зрителей, выстраивая мост между прошлым и настоящим. Больше года заняла у Группы восточных исполнительских искусств кропотливая работа над созданием масштабной постановки, в которой задействовано более 40 танцоров и которая, без преувеличения, является культурным достоянием Поднебесной.

26, 27, 28 мая на сцене Московского театра юного зрителя спектакль о ценности человеческой жизни «Основание» представит Театр Альсавари (Бахрейн). Действие разворачивается в помещении, где обитают персонажи с разными культурными и научными интересами. Постепенно зритель начинает понимать, что все события предстают перед ним через призму восприятия Томаса, страдающего шизофренией. В итоге становится ясно, что на самом деле герои — это заключенные, которые находятся в тюремной камере в ожидании смертного приговора. Постановка основана на событиях гражданской войны в Испании и на личном опыте драматурга — Антонио Буэро Вальехо: его отца расстреляли, а сам он после этого оказался в тюрьме. Спектакль затрагивает важные вопросы свободы и человеческого достоинства, подчеркивая взгляды автора на защиту прав человека, независимо от его этнической принадлежности или вероисповедания.

29, 30, 31 мая на сцене Московского театра юного зрителя необычную версию классической комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» представит Компания Мандали Толкиз, которая специализируется на современных историях, оставаясь верной культурным традициям Индии. Спектакль «Сон среднего класса о летней ночи» раскрывает тему любви и культурной идентичности на фоне хаоса жизни среднего класса Индии. Живая народная музыка, тонкая сатира и использование различных индийских диалектов придают этой постановке особое очарование. Важным событием стало объявление кастинга для желающих поучаствовать в спектакле, на который было подано более 4 тысяч заявок. В финал прошли 495 человек, и только 15 молодых дарований из семи регионов страны стали участниками этого проекта, представляя почти всю Большую Индию.

4, 5, 6, 7 июня на сцене Московского драматического театра им. А.С. Пушкина трогательный спектакль «Полковнику никто не пишет» представит известный колумбийский режиссер Хорхе Али Триана, близкий друг Габриэля Гарсиа Маркеса, нобелевского лауреата по литературе, автора одноименной повести, по которой и поставлен спектакль. Сюжет рассказывает о последних днях полковника, изо дня в день ждущего письма касательно пенсии, которую он должен получать как ветеран. Но дни идут, а писем все нет. Чем дальше, тем хуже обстоят дела. На фоне гнетущей темноты буквально светится единственный символ жизни — это живой петух, который в постановке играет одну из ключевых ролей. Для показа в Москве его найдут на месте, и он будет жить в гостиничном номере вместе с актером. Это поможет им установить особый контакт и создаст уникальную атмосферу, позволяя актеру взаимодействовать с птицей на более личном уровне. Спектакль о стойкости человеческого духа, о надежде, которая не умирает даже в самых трудных условиях, и о несправедливости, с которой сталкиваются обычные люди.

9, 10, 11 июня на сцене Московского драматического театра им. А.С. Пушкина спектакль «Деньги. Страсть. Власть» — яркую интерпретацию классического романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» — представит армянский режиссер Сурен Шахвердян, директор Государственного русского драматического театра им. К. Станиславского в Ереване. Спектакль рассказывает историю о взрослении молодого провинциала Александра Адуева, пытающегося сохранить свои идеалы, но оказывающегося втянутым в циничную игру жадности и власти. Смелые режиссерских приемы, сочетание элементов классики и современности: от сюртуков и кружевных воротничков до камер наблюдения и социальных сетей — создают уникальную театральную эстетику и позволяют окунуться в жизнь хищников большого города. Показы организованы при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армения.

13, 14, 15 июня на сцене Московского театра Et Cetera — спектакль «Руми» в постановке Бехруза Гарибпура, иранского театрального режиссера, пионера традиционного персидского кукольного театра. Спектакль погрузит зрителей в мир восточной философии и откроет настоящую сокровищницу мудрости, повествуя о жизни Джалаладдина Моуланы Руми, суфийского поэта-мистика XIII века. Опера впечатляет своими масштабными декорациями и большими куклами-марионетками, которыми управляют несколько человек.

18, 19, 20, 21 июня на сцене Театра «Школа драматического искусства» будет показан спектакль «Кроткая» по фантастическому рассказу Ф.М. Достоевского — современная интерпретация произведения классика мировой литературы, исследующая такие важные темы, как человеческие чувства, социальные роли и власть. Режиссеры Алехандро Гонсалес Пуче из Колумбии и Ма Чжен Хун из Китая, выпускники Российского института театрального искусства — ГИТИС, вместе с международной командой, в которую входят актеры из Бразилии, художник по свету из Сирии, консультант по драматургии из России, создают уникальный театральный опыт. Авторы этой коллаборации показывают, что переживания людей похожи, независимо от культурных различий между ними. Спектакль погружает зрителей в мир Достоевского, где переплетаются тревоги, переживания и сомнения героев. Показы организованы при поддержке Посольства Бразилии в Москве и Института Гимараеса Розы.

30 июня, 1, 2 июля на сцене Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой театральная компания «Армазем» из Бразилии представит смелое и оригинальное прочтение блестящего романа классика бразильской литературы Машаду де Ассиса «Посмертные записки Браса Кубаса» (или — в других переводах — «Записки с того света»). Авторы спектакля превратили сложный психологический реализм книги в захватывающее сценическое действо, в котором герой-покойник Брас Кубас делится с миром историей своей жизни, начиная с… момента кончины. Сценография, свет, живая музыка — все вместе создает запоминающуюся атмосферу, переносящую зрителей в XIX век. Знаковой постановкой «Брас Кубас» компания «Армазем» отметила свое 35-летие. Показы организованы при поддержке Посольства Бразилии в Москве и Института Гимараеса Розы.

4 и 5 июля на сцене Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой будет представлен крупный международный проект — спектакль «Пенелопа», знаковая копродукция Государственного театра «Амазгаин» им. Соса Саркисяна (Армения) и Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. Автор пьесы и режиссер — Симон Абкарян, известный французский актер, режиссер и драматург армянского происхождения. В спектакле задействованы ведущие актеры театра «Амазгаин», а главную роль исполнит художественный руководитель театра, заслуженная артистка Армении и любимица российской публики Нарине Григорян. «Пенелопа» Симона Абкаряна — это новый взгляд на историю супруги царя Итаки Одиссея и матери Телемаха. В греческой мифологии имя «Пенелопа» всегда ассоциировалось с сильным женским характером и верностью. В фокусе спектакля — борьба двух систем ценностей: для одной важны семья, верность своим корням и право человека оставаться собой, а другой — только материальные блага. Значимую роль в постановке играет дух Антиклеи, умершей матери Одиссея, которая настаивает на том, что человек должен уметь защищать свой мир. Спектакль предполагает минималистичные декорации, световые эффекты, погружение в виртуальную реальность и видеопроекции. Костюмы отсылают к эпохе 1960-х годов. Музыкальное сопровождение включает специально написанные саундтреки, а также народные греческие, армянские и русские песни. Согласно канону классицизма, все события происходят в один день — субботу. Герои «Пенелопы» отстаивают свою правду и ждут воскресенья и духовного воскресения.

 8 и 9 июля на сцене Государственного академического театра им. Моссовета спектакль в жанре саундрама «Mamluk. Султан Бейбарыс» представят Театр традиционного искусства «Алатау» и Театральная лаборатория StarTDrama (Казахстан). Спектакль повествует о жизни Султана Бейбарыса, легендарного полководца родом из казахских степей, который преодолел тяжелейшие испытания, пройдя путь от раба до правителя Египта и став для мамлюков символом единства. Его правление основывалось на мудрости и силе, которые обеспечивали стране мир и стабильность. В спектакле задействованы 85 артистов, звучит живая музыка с использованием национальных инструментов, демонстрируются элементы боевых искусств и приводятся суры, отражающие богатую культурную и религиозную традицию. Однако за внешним блеском скрываются внутренние терзания: Бейбарыс ощущает себя чужим в роли султана. В диалоге с Учителем он исследует глубокие вопросы свободы, власти и морали, осознавая, что истинная сила требует смирения и заботы о народе. Спектакль не только рассказывает о героических подвигах Бейбарыса, но и задает важные вопросы о справедливости и ответственности правителя. Показы организованы при поддержке Министерства культуры и информации Республики Казахстан.

10, 11, 12 июля на сцене Зала Зарядье зрителей Чеховского фестиваля ждет экзотическое путешествие в яркий мир южноафриканского искусства, глубоко укорененного в верованиях предков. Музыкально-танцевальное представление «Мойя» — плод совместной работы знаковых фигур современной южноафриканской сцены — певицы Даны Симфиве и хореографа Грегори Вуяни Макомы. «Мойя» затрагивает темы духовности, исцеления и взаимоотношений человека с окружающим миром. Эти вопросы особенно актуальны в свете мировых событий последних лет. Постановка предлагает остановиться в круговороте хаоса и задуматься о нравственных идеалах и ценностях жизни. Ключевая идея музыкально-хореографического представления заключается в том, что внешнее отражает внутреннее

18, 19, 20 июля на сцене Государственного академического театра им. Моссовета — «Ботеро» — балет, вдохновленный жизнью и творчеством выдающегося колумбийского художника Фернандо Ботеро. В спектакле участвуют 18 артистов, а хореография создана известной бельгийско-колумбийской артисткой балета Аннабель Лопес Очоа. Оригинальную музыку написал Хуан Пабло Акоста; она начинается с мандолины — источника вдохновения для объемной живописи художника. Балет не просто отдает дань уважения мастеру фигуративизма, но и переносит его картины и скульптуры в мир танца. Зрители увидят, как его творения оживают на сцене, выходя за рамки картин и задавая художнику вопросы о своих образах. Спектакль объединяет неоклассический балет с музыкой, которая передает дух и красоту Колумбии.

15, 16, 17, 18 июля на сцене Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой будет показан спектакль «Мера за меру (Это твоя вина)» — смелый взгляд на одно из самых неоднозначных произведений Уильяма Шекспира. Режиссер Габриэль Чаме Буэндиа погружает зрителей в мир, где границы между истиной и иллюзией стираются, а юмор становится инструментом для раскрытия глубоких философских и политических тем. Действие разворачивается в коррумпированной Вене, где законы теряют силу, а власть оказывается в руках тех, кто сам не способен следовать установленным правилам. Спектакль исследует темы вины, справедливости и двойственности морали, предлагая зрителю задуматься о природе человеческого существа и хрупкости жизни. Через призму клоунады и с помощью остроумных игровых моментов Чаме открывает мир, в котором каждый вынужден выбирать между нравственными принципами и выживанием. Постановка не стремится к реализму, а, скорее, приглашает в особое пространство, где театр становится ареной для интеллектуальных и эмоциональных открытий.

23, 24, 25 июля на Новой сцене Государственного академического Большого театра России масштабным завершающим аккордом программы станет балет «Тысяча и одна ночь» по мотивам арабских сказок в постановке хореографов Ивана Каракаллы и Алиссар Каракаллы. Трилогию, объединяющую музыку и балет, представит Танцевальный театр Каракалла (Ливан) — один из самых известных и крупных театров танца на Ближнем Востоке, основанный в 1968 году и снискавший мировое признание. В первом акте прозвучит знаменитая музыка из симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А Римского-Корсакова, погружая в мир загадочного Востока, где кипят страсти при дворе величественного царя Шахрияра. Действие второго акта начинается на базаре, где оживают истории из «Тысячи и одной ночи» под переосмысленную музыку «Болеро» Равеля с использованием таких инструментов, как ситар и персидский тар. Третья часть спектакля обращается к наследию и традициям Востока и переносит зрителей во времена караван-сараев — уникальных мест стоянки караванов, куда путешественники приходили отдохнуть после долгой дороги и где делились своими приключениями, историями и песнями.

Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова проводится при поддержке Правительства Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.

Генеральный партнер Фестиваля — Первый канал.

Официальные партнеры: Международная конфедерация театральных союзов, Региональный общественный фонд поддержки Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.

Фестиваль поддерживают посольства зарубежных стран, театры которых участвуют в программе, а также культурные центры и организации зарубежных стран.