«Конец игры» из Грузии – спектакль Роберта Стуруа по пьесе Сэмюэля Беккета продолжает XV Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова. Показы пройдут 30 июня и 1, 2 июля на сцене Театра им. Моссовета.
Режиссер Роберт Стуруа в третий раз обращается к творчеству Сэмюэля Бэккета. Спектакли «Последняя запись Крэппа» московского Et Cetera и «В ожидании Годо» тбилисского театра Руставели вошли в программу V Чеховского фестиваля в 2003. Тогда режиссер признавался, что считает Бэккета поэтом, на чье творчество сильно повлиял Шекспир. Что до Шекспира, то любители театра знают Шекспира Стуруа. Только «Гамлетов» в биографии режиссера было шесть, а шекспировских постановок в целом – около двух десятков. «Шекспир – это сочетание романтизма и цинизма, лирики и жестокости, психологизма и цирка. И поэтому я его люблю», – как-то заметил Стуруа. Пьесы Сэмюэля Бэккета в интерпретации грузинского режиссера-философа приобретают шекспировский масштаб, колорит, силу чувств и градус эмоций.
«Конец игры» – о последних минутах существования мира. Некая глобальная катастрофа уничтожила цивилизацию, в живых остались лишь четверо, и их конец также близок. Как поведут себя люди перед лицом смерти, примут ли ее достойно, или потеряют человеческий облик? И что будет дальше? Ответ был у Гамлета: «Дальше – тишина». Для Стуруа, похоже, вывод не так беспощадно однозначен.
«Стуруа всегда начинает свою работу с углубленного анализа, разработки, редактирования текста. “Конец игры” режиссер создал сценический текст в соавторстве с Нино Кантидзе. В спектакле можно узнать фразы из Книги Откровения, “В ожидании Годо”, а иногда и фразы самого Стуруа. В постановке один и тот же текст и одно и то же действие не повторяются с той же частотой, как у Беккета; тем не менее, режиссер сохранил рифму, музыкальность и ритмику текста Беккета. Тексты всех четырех персонажей сокращены. Чувство удушливой безнадежности становится все более явным, а ощущение краха мрачного мира, апокалипсиса – все более пугающим. В интерпретации Стуруа “Конец игры” – это апокалипсис, конец света, предупреждение человечеству... А форма спектакля выходит за рамки всех эпических и неэпических жанров и даже – за рамки полистилистического театрального языка самого Маэстро». Critical Stages/Scènes critiques
Спектакль посвящен памяти выдающегося композитора Гии Канчели, многолетнего соавтора и друга Роберта Стуруа. Вместе они создали десятки спектаклей, в том числе, всего Шекспира и всего Бэккета – музыка «Маэстро тишины», как называют Канчели, звучит и в этом спектакле.
Премьера состоялась 20 февраля 2020 до официального объявления пандемии (COVID-19)
Спектакль идет на грузинском языке с субтитрами на русском языке