История фестиваля
Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова учрежден в 1992 году Международной конфедерацией театральных союзов (правопреемником СТД СССР) и выдающимися деятелями театра А.В. Бартошевичем, М.А. Захаровым, В.Н. Раевским и В.И. Шадриным. Идейными вдохновителями и создателями концепции Фестиваля стали К.Ю. Лавров, О.Н. Ефремов и В.И. Шадрин. На волне глобальных перемен, последовавших после распада СССР, их идеи сделали Фестиваль тем связующим звеном, которое позволило людям театра сохранить духовное и профессиональное единство в условиях разобщенности. Благодаря Фестивалю появилась возможность, с одной стороны, познакомить мир с театральной жизнью нашей страны, а с другой стороны – открыть для российской публики лучшее из того, что происходило в театре зарубежном. При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры города Москвы и Федерального агентства по культуре и кинематографии Чеховский фестиваль очень быстро стал одним из ведущих театральных фестивалей мира. Валерий Иванович Шадрин делал великое дело и умел устанавливать с партнерами не только деловые, но и дружеские отношения. Именно поэтому деятели мирового театра с готовностью откликались на приглашения участвовать в Фестивалях или в совместных творческих проектах. Его заслуги в области культуры были высоко отмечены как Правительством России, так и правительствами других государств. Валерий Иванович был театральным миссионером – и оставил после себя уникальное наследие, устремленное в будущее. Михаил Ефимович Швыдкой был избран на должность Президента Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова 23 декабря 2022 год.
За свою тридцатилетнюю историю Чеховский фестиваль переживал разные времена, претерпевал изменения, но неумолимо и последовательно шел к поставленной цели – стать желанным и радостным событием для всех, кому дорог театр. Первый фестиваль состоялся осенью 1992 года. «Фестиваль - затея не праздная. Это свидетельство нашей решимости существовать в открытом, не знающем границ пространстве культуры». Так определил назначение фестиваля его первый президент, выдающийся актёр К.Ю. Лавров. Его программа сложилась вокруг пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», ее разнообразных интерпретаций. Гостей и участников фестиваля впечатлила также и московская программа, особенно спектакли Мастерской П.Н. Фоменко, что послужило основой для дальнейшего плодотворного международного сотрудничества.
Начиная со Второго фестиваля в 1996 году, в его программах представлены совместные постановки Международного фестиваля им. А.П. Чехова с различными международными организациями в постановке зарубежных режиссеров и с участием российских актеров.
Начиная с Третьего фестиваля неизменным участником программы стали спектакли в постановке Деклана Доннеллана (Великобритания). «Орестеей» Петера Штайна (1994) открылась серия совместных проектов МТФ с такими знаковыми фигурами мирового театра как Франк Кастроф, Жозеф Найдж, ЛИН Хвай-Мин, Даниэль Финци Паска, Дзё Каномори, Ваджи Муавад, Матс Эк, Начо Дуато и др.
Если основу программы первых фестивалей составляли спектакли выдающихся режиссеров, имена которых были знакомы нашему зрителю, - Питера Брука, Джорджо Стрелера, Петера Штайна, Отомара Крейчи, то уже в программе Третьего фестиваля появились спектакли тех, кто был известен за рубежом, но не знаком в России - Ариан Мнушкин, Роберт Уилсон, Кристоф Марталер, Кристиан Люпа, Тадаси Судзуки, Петр Лебл, Ежи Яроцкий, Оливье Пи и др. Расширялись жанровые границы фестиваля: в его программе появились хореографические и оперные спектакли, Конный театр «Зингаро». Фестиваль стал популяризатором российского театра на авторитетных театральных площадках мира. Так в 1997 году была организована программа российского театра на Авиньонском фестивале. Европейская публика впервые в таком объеме познакомилась со спектаклями Анатолия Васильева, Камы Гинкаса, Резо Габриадзе, Петра Фоменко и др. Огромный резонанс вызвала русская программа Европалии (Брюссель,2005), Русские сезоны в Бразилии, Японии, Колумбии и др.
В 2001 году, когда Четвёртый фестиваль слился с III Международной театральной Олимпиадой, к обычной зарубежной и российской программам прибавились: «Экспериментальная программа», программы, представленные Валерием Фокиным и Анатолием Васильевым, а также огромная программа «Площадные театры мира», художественным руководителем которой был Слава Полунин, и которая сама включала несколько проектов. Само решение Международного комитета театральных Олимпиад провести Олимпиаду в Москве означало признание Москвы одним из центров фестивального движения.
География Пятого и Шестого Чеховских фестивалей расширилась на Восток и Латиноамериканский континент. В рамках фестивалей прошли три Японских и один Бразильский сезоны.
Седьмой Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова (2007 г.) отличался широким
представительством спектаклей из Канады. В «Сезоне Канадского театра» приняли участие спектакли выдающегося мастера современного театра Робера Лепажа и хореографа Мари Шуинар, «Дождь» в постановке Даниэля Финци Паска и Цирка Элуаз, и др. В программе фестиваля были представлены спектакли Мэтью Боурна, Пины Бауш, Питера Брука, Филиппа Жанти, Деклана Доннеллана, Тадаси Судзуки, ЛИН Хвай-Мина, Роберта Стуруа, Оливье Пи, Дзё Канамори. В московскую программу фестиваля вошли 20 наиболее интересных постановок двух последних сезонов.
Главным почетным гостем Восьмого фестиваля, который состоялся в 2009 году, стала Франция; в программе были представлены театрально-цирковые постановки наиболее интересных зарубежных трупп в жанре Nouveau Сirque. Москвичи восторженно приняли спектакли Виктории Чаплин и Жана Батиста Тьере, Виктории Тьере Чаплин, Джеймса Тьере, Матюрена Боллза, Жоанна Ле Гийерма и уже известных и любимых в России Бартабаса, Филиппа Жанти, Робера Лепажа, Пины Бауш, Мэтью Боурна, ЛИН Хвай-Мина. Впервые Москва увидела драматический спектакль хореографа Матса Эка, японский театр «Бунраку» и многое другое.
Девятый Международный фестиваль им. А.П. Чехова был посвящен 150-летию Антона Павловича. В его программе были спектакли «по Чехову, о Чехове, Чехову». Из них пятнадцать - совместные постановки Чеховского фестиваля с российскими и зарубежными режиссерами и театрами. В программу вошли также спектакли московских театров, поставленные к юбилею писателя М. Захаровым, С. Женовачом, А.Кончаловским, Ю. Бутусовым, М. Левитиным, Ю. Погребничко. Программа Чеховского года состояла из трех частей: Дни А.П. Чехова в Москве (26 – 31 января), IX Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова (25 мая – 30 июля), Мировое турне чеховских спектаклей (январь – декабрь).
Десятый фестиваль (2011) открылся шекспировской «Бурей» Д. Доннелана с участием российских актеров и прошел под знаком культурного обмена между Россией, Италией и Испанией. Итальянский театр был представлен «Трилогией очков» Эммы Данте, основателя одного из самых независимых театров Италии SudCosta-Occidentall. Среди испанских постановок две программы одноактных балетов Национального театра танца Мадрида в хореографии Начо Дуато, Александра Экмана и Филиппа Бланшара, «Автопортрет» Марии Пахес в стиле фламенко и многое другое. Было представлено три одноактных балета лидера современного американского танца Мерса Каннингема, одна из этих постановок - Тропический лес в сценографии Э. Уорхола. Также свои спектакли представили Филипп Жанти, Матюрен Боллз, Сильва Гиллем, Робер Лепаж, Рассел Маллифант, Мэтью Боурн и Ромэо Кастеллучи.
Одиннадцатый фестиваль (2013) показал работы своих постоянных участников: Р. Лепаж, М. Боурн, Д. Тьере, Виктория Тьере-Чаплин и Аурелия Тьере, Ж. Надж, Эмманюэль Демарси-Мота, Сильви Гиллем, Мария Пахес. Кроме того, спектакль Дэвида Мортона «Небесная гармония» показал венский «Бургтеатр», не бывавший в России больше десяти лет. В рамках года Германии в России был представлен «Процесс» Ф.Кафки театра Каммершпиле в постановке Андреаса Кригнебурга. Российская публика познакомилась с компанией «1927» из Великобритании, представившей музыкально-изобретательный спектакль «Животные и дети занимают улицы». «Тени» Рикарду Пайша (Португалия) критика признала «чудом театрального искусства. Также публика познакомилась с уникальным искусством хореографа Лин Ли-Чен из Тайбэя (Тайвань). Московская программа была посвящена памяти П.Н. Фоменко.
Двенадцатый фестиваль (2015) представил 19 спектаклей из 12 стран мира, в их числе пять спектаклей из Франции: комедия-балет Ж.-Б. Мольера – Ж.-Б. Люлли «Мещанин во дворянстве» театра «Буфф дю Нор» в постановке Д. Подалидеса, «Ложные признания» в постановке Люка Бонди «Одеона-Театра Европы», «Красный табак» Д.Тьере и «Не забывай меня» в режиссуре Ф. Жанти и хореографа М. Андервуд, «Ионеско-сюита» Э. Демарси-Мота и творческой группы Театра де ля Виль. Большой интерес вызвал музыкальный спектакль «Двойники» по Э.-Т –А. Гофману Государственного театра Штутгарта (Германия) в постановке Д. Мортона. Неожиданную версию «Золушки» Прокофьева с Саяки Кадо в хореографии Гойо Монтеро (Испания) представил «Балет Нюрнберга»(Германия). Сатоси Мияги представил японское прочтение индийского эпоса – «Махабхарата – Налачаритам». Театр Танца Тай-Ваня привез завораживающе медитативный спектакль «Рис» в постановке Лин-Хвай-Миня. В год культуры Аргентины МТФ представил «Танго и ночь» в постановке Марихо Альварос и Клаудио Хоффмана и «Удивительный мир ягнят» Даниэля Веронезе. Впервые участником фестиваля стал спектакль из ЮАР «Инала». Особое внимание вызвал спектакль «Война» Владимира Панкова. В московскую программу вошли спектакли, поставленные в московских театрах зарубежными режиссерами и хореографами.
Тринадцатый фестиваль ( 2017) открылся «Волшебной флейтой» В.А. Моцарта берлинской Комише Опер в сотрудничестве с компанией «1927». Был показан спектакль П.Брука и Э.-М. Этьен «Поле битвы» Ж.-К. Карьера по мотивам «Махабхараты» и «Пока львы молчат» по книге К.Наир «Пока львы молчат: эхо Махабхараты» в хореографии и при участии Акрама Хана (Великобритания). Р. Лепаж представил автобиографический спектакль «877», Д. Доннелан и театр «Чик бай Джаул» – «Зимнюю сказку» У.Шекспира, Ф.Жанти – «Внутренние пейзажи», «Комеди Франсез» – «Лукрецию Борджиа» В. Гюго в постановке Д. Подалидеса, Театр де ла Виль – «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло в режиссуре Э.Демарш-Мота. Одним из важнейших событий фестиваля стала мировая премьера спектакля «Старик и море» по Э. Хемингуэю с Аллой Демидовой в инсценировке, постановке и сценографии Анатолия Васильева и с музыкой Владимира Мартынова. Московская программа представила широкое разнообразие палитры театральной Москвы последних нескольких лет. Дополнительно, в сентябре 2018 года в Москве и Петербурге в рамках года Японии прошли гастроли японского театра Кабуки, а также была представлена программа уличных театров.
Особое место в программе Четырнадцатого фестиваля (2019) занимал специальный блок спектаклей «Китайский театр — почетный гость Чеховского фестиваля». Открыл Фестиваль спектакль «Пионовая беседка» Шанхайского центра оперы Куньцюй под руководством Чжан Цзюня. Спектакль Шанхайского Большого театра и Шанхайского балета «Эхо вечности» в постановке европейского хореографа Патрика де Бана продолжил китайскую тему. Российские зрители впервые увидели Театр танца ТАО — одну из наиболее интересных и перспективных танцевальных трупп Китая. Историю кунг-фу на сцене рассказали танцоры и атлеты Труппы Лон Юнь Кунг-Фу (Пекин) Джеки Чана, одного из самых знаменитых актеров Азии. Национальный театр Китая (Пекин) представил спектакль «Принц Лань Лин» в постановке ВАН Сяо Ин — современное прочтение легенды о великом воине эпохи Северной династии Ци. Впервые на Фестивале — постановки двух молодых европейских режиссеров — Йетте Штекель и Саймона Стоуна, выбравших пьесы У. Шекспира «Буря» и Ибсена «Йун Габриэль Боркман»; «Ангелы на потолке» — одна из самых известных французских трупп театра марионеток — представила спектакль о судьбе Ромена Гари «R.A.G.E.»; а знаменитая группа The Tiger Lillies играла «Гамлета» в эстетике панк-кабаре. Москва встретилась со своими любимцами, творцами нежных фантастических миров — Викторией и Аурелией Тьере, а также Даниэлем Финци Паской, который представил новую редакцию полюбившейся зрителю «Донки» — совместного проекта с Чеховским фестивалем. Балет и современный танец были представлены в широком диапазоне стилей и форм. В программе — работы выдающихся европейских мастеров Уильяма Форсайта и Акрама Хана, пионера японского танца Дзё Канамори и двух всемирно известных хореографа из Тайбэя — ЛИН Хвай-мина и Лин Ли-Чен. В рамках фестиваля были представлены и мировые премьеры. Например, новая копродукция Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова и Центра драматургии и режиссуры (Москва) — спектакль «Медведь» по одноименной чеховской пьесе-шутке в постановке Владимира Панкова. Финальным аккордом фестивальной программы стала мировая премьера спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота» — семичасового театрального путешествия во времени и пространстве, в котором канадский режиссер размышлял о том, как трагедии Холокоста и Хиросимы изменили ход человеческой истории.
Программа Пятнадцатого фестиваля (2021) претерпевала вынужденные изменения, вызванные пандемией COVID-19, и была продлена до конца календарного года. Несмотря на ограничения были представлены 13 спектаклей из 11 стран мира — Азербайджана, Аргентины, Армении, Грузии, Индии, Испании, Италии, Сербии, Финляндии, Франции и Южной Кореи. Как и было запланировано, Фестиваль открылся театрализованной версией оратории Йозефа Гайдна «Сотворение мира» в постановке испанской компании «Фура дель Бауш»; дирижер — Хавьер Улисес Илан (Испания). В спектакле приняли участие известные по выступлениям на ведущих европейских оперных сценах солисты Альба Фернандес Кано, Тони Марсоль, Довлет Нургельдыев, а также Московский государственный академический камерный хор (Минин хор) и Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова. Свои спектакли представили Алим Гасымов («Мир воздвигнут на любви», Азербайджан), Патрисия Герреро («Антиутопия», Испания), Херман Корнехо («Танго после заката», Аргентина), Мурад Мерзуки («Фолия», Франция), Нарине Григорян («Пышка» по новелле Ги де Мопассана, Армения), Роберт Стуруа («Конец игры» Сэмюэля Беккета, Грузия), Алессандро Серра («Вишневый сад» А.П. Чехова, Италия), Адити Мангалдас («Жизнь», Индия), Рональд Савкович («Ловцы снов. Хазарский словарь» по мотивам романа Милорада Павича, Сербия) и Симон Абкарян («Электра на дне», Франция). К сожалению, выявленные случаи заболевания COVID-19 прямо перед запланированным перелетом помешали танцорам Компании Теро Сааринена (Финляндия) прибыть в Москву. Спектакль «Возвращаясь к Монтеверди» прошел в видоизмененном формате, представляющем собой уникальный сплав музыки барокко, вокала, танца и визуального искусства. Символично, что предновогодним сюрпризом и завершающим аккордом программы стал «SNAP» — современное волшебное мистическое представление в исполнении лучших иллюзионистов Южной Кореи. Очевидно, для того чтобы осуществить все задуманное, надо было обязательно обладать некой магией.
XVI Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова будет посвящен памяти Валерия Ивановича Шадрина, создателя и Генерального директора Чеховского фестиваля (1992-2022).